Самообразование музыкального руководителя на тему "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста"

Содержание:
1. Пояснительная записка индивидуального плана по самообразованию
2. Введение
3. План по самообразованию
4. Литература
5. Приложение №1 Консультации для родителей «Значение и задачи раннего
приобщения детей к игре на ДМИ»
6. Приложение № 2 Консультация для воспитателей «Игра на ДМИ и
развитие чувства ритма в музыкальной деятельности»
7. Приложение № 3 «Система обучения детей игре на музыкальных
инструментах в детском саду»
8. Приложение №4 Консультация для родителей «Изготовление шумовых
инструментов
9. Приложение № 5 «Презентация для воспитателей и родителей «Детские
музыкальные инструменты»

2

Пояснительная записка индивидуального плана по
самообразованию
Актуальность своей работы считаю в том, что развитие музыкальноритмических способностей и занятия в оркестре шумовых и ударных
инструментов способствует общему развитию; умственных способностей,
психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового
восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики,
двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста.
Цели:
Образовательные:
- развитие чувства ритма;
- тренировка внутреннего слуха;
- развитие познавательного интереса;
- учить выделять сильную долю такта;
Воспитательные:
- развитие творческого воображение;
- воспитание дружеских отношений между детьми;
- приобщение к исследовательской деятельности.
Задачи:
- осуществить теоретический и музыкально-методический анализ психологопедагогической литературы по изучаемой проблеме;
- выявить критерии и показатели уровня сформированности чувства ритма у
детей;
- разработать систему занятий с применением детских музыкальных
инструментов, направленную на развитие чувства ритма.
- использовать в работе теоретический и практический материал по
обучению детей дошкольного возраста чувству ритма, учитывая физическое
и психическое развитие дошкольников.
Объектом является процесс развития чувства ритма у детей дошкольного
возраста.
Предметом — педагогические условия развития чувства ритма у детей
дошкольного возраста в процессе обучения на музыкальных инструментах.
Гипотеза - эффективность процесса развития чувства ритма у детей в
процессе игры на детских музыкальных инструментах может быть
обеспечена при условии: - если будет разработана система работы с детьми,
3

включающая в себя III блока: I блок - ознакомительный (ритмические
упражнения; тематические уроки музыки);
II блок - основной (обучающие уроки игре на ДМИ);
III блок - итоговый (игра в детском оркестре, открытые занятия).
Ожидаемый результат: Чувство ритма, является первоосновой музыкальноисполнительской грамотности. Развитие чувства ритма для современной
музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу.
Развитие чувства ритма в процессе игры на ДМИ сближает возможности всех
учащихся и превращает группу на определенном этапе в единый
музыкальный коллектив. Создавая благоприятные возможности для анализа
элементов музыкального языка, игра на музыкальных инструментах
становится важным и необходимым условием для развития у детей
полноценного восприятия музыки.
ВВЕДЕНИЕ
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой
практически невозможна никакая музыкальная деятельность.
Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки.
Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке –
категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная,
образно-поэтическая, художественно-смысловая.
Своеобразие ритма, однако, заключается в том, что он не только
выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и
других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь,
следовательно, не только художественной категорией. Поэтому наряду с
понятием «музыкально ритмического чувства» выступает понятие
«ритмического чувства вообще».
Наряду с задачей воспитания «музыкально- ритмического чувства» возникает
задача воспитания «чувства ритма вообще» и не может не стать вопрос о том,
в каком отношении друг к другу находятся эти задачи.
Конечно, огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое
музицирование. Все мы знаем, что игра на ДМИ в ансамбле как нельзя лучше
дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребёнку огромное
удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учит
слушать партнёра, учит музыкальному мышлению - это искусство вести
диалог с партерном, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать
реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма. Позволяет
успешно вести работу по развитию ритмического чувства.
Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ансамблевая
игра не только даёт взрослому возможность диктовать правильный темп, но
и формирует у дошкольника верное темпо ощущение. Требует, прежде всего,
4

синхронности исполнения, метроритмической устойчивости, яркости
ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и
другую, слышать друг друга.
Игра на шумовых и, особенно, ударных, инструментах способствует
развитию чувства ритма у детей. Обучаясь игре на детских музыкальных
инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков,
осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных
инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют,
улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети более чётко
воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.
Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают
превратить занятие в увлекательную музыкально – эстетическую игру.

План по самообразованию
Месяц, год

Сентябрь
2022 год

Тема
Приобретение
музыкального
репертуара и
литературы.
Разработка система
обучения детей на
ДМИ.

Содержание работы
Изучение теоретического
материала по данной теме

Практический
выход
Систематическое
использование на
индивидуальных
занятиях

Октябрь

Консультации для
Развиваем чувство ритма детей при
родителей
восприятии музыки, игре на
«Значение и задачи музыкальных инструментах.
раннего приобщения
детей к игре на
ДМИ»

Раздача
консультаций
родителям,
беседа.

Ноябрь

Консультация для
Развиваем у детей чувство ритма:
воспитателей: «Игра игра на ДМИ, как один из видов
на ДМИ по
музыкальной деятельности детей.
развитию чувства
ритма в
музыкальной
деятельности».

Семинары для
воспитателей

Декабрь –
Февраль

«Ударные шумовые Проводится изучение всех видов
музыкальные
ударных шумовых музыкальных
инструменты»
инструментов. На основе
полученных знаний детей
проводятся беседы о тех
музыкальных инструментах,
которые имеются в детском саду.
Таких как: барабан, маракас,

Систематическое
использование на
музыкальных
занятиях

5

трещетка, колокольчик,
треугольник, бубен, ложки.

Март –
Апрель
2023 год.

«Ударные
мелодические
музыкальные
инструменты»

Проводится изучение всех видов
ударных мелодических
инструментов. На основе
полученных знаний детей
проводятся беседы о тех
музыкальных инструментах,
которые имеются в детском саду.
Таких как: металлафон, ксилофон.

Открытое
музыкальное
занятие
«Вездесущий ритм».

Дети показывают свои знания по
Выступление с
игре на ДМИ, повторение
сообщением.
материала. Использование системы
обучения детей игре на ДМИ.

Октябрь

Обобщение
прошлогоднего
опыта.

Дети демонстрируют технику игры Выступление на
на инструментах, эмоциональное
утренниках,
исполнение.
праздниках и в
разных
развлечениях.

Ноябрь –
Декабрь.

Музыкальноритмические
движения, как
средство развития
чувства ритма.

Новогодние утренники с
использованием применением
ДМИи музыкально- ритмических
движений.

Выступление на
утренниках,
праздниках..

Январь 2024 Консультация для
год
родителей
«Изготовление
шумовых
инструментов на
дому»

Примеры и показ изготовления
инструментов, применение ИКТ.

Раздача
консультаций,
выступление на
родительских
собраниях.

Улучшение способности
педагогической системы
образовательного учреждения,
достигать качественно более
высоких результатов образования

Систематическое
использование на
музыкальных
занятиях,
утренниках,
собраниях,
семинарах.

Май.

Февраль.

Инновационные
методы работы с
детьми, родителями
и воспитателями.

Май.

Совместная работа
детей и родителей
по развитию чувства
ритма в процессе
игры на ДМИ.

Июнь –
Август

Изучение новой
литературы по
данной теме,

Систематическое
использование на
музыкальных
занятиях

Показ на
утренниках,
концертах

Продолжать обогащать ЗУН о
развитии чувства ритма у детей.

Использование
на музыкальных
занятиях и в
6

приобретение новых
музыкальных
инструментов и
репертуара.
Знакомство с
разными
методиками .

различных
мероприятиях.

Октябрь Декабрь

Доклад
«Музицирование в
творческом
развитии детей
дошкольного
возраста»

Использование накопленного
опыта и материала по теме
самообразования.

Выступление на
педагогическом
совете

ФевральМарт

Открытое занятие
"Кругосветное
путешествие"

Музыкально- ритмические
движения и игры разных народов
на основе движений.

Использование
накопленного
опыта и
практическое
применение в
играх и танцах
разных народов.

АпрельМай.

Подведение итогов

Использование накопленного
опыта

Выступления на
утренника и
концертах

и материала.

ЛИТЕРАТУРА:
1. М. Александровская "Каждый ребенок – музыкант". 13/2001 г.
"Дошкольное образование".
2. Т.Э. Тютюнникова "Педагогика сотрудничества". 5/2000г. "Дошкольное
воспитание".
3. Т.Э. Тютюнникова "Движение и музыка". 4/1999г. "Дошкольное
воспитание".
4. Т.М. Орлова, С.И. Бекина "Учите детей петь". 1988г. "Просвещение".
5. В. Даль "Толковый словарь русского языка". 2002г. Москва.
6. Н.А. Ветлугина "Музыка в детском саду". Издательство «Музыка»,
Москва, 1980г.
7. Н.А. Ветлугина "Методика музыкального воспитания в детском саду".
8. Издательство "Просвещение", Москва, 1982г. 9. Журналы "Музыкальный
руководитель" за 2004г., 2005г., 2006г., 2007г., 2008г., 2009г.
10. Новикова Г.П. "Эстетическое воспитание и развитие творческой
активности детей старшего дошкольного возраста". Метод. рекомендации. –
М., АРКТИ, 2002.

7

Консультация для родителей
«Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на
ДМИ»
Основная форма музыкальной деятельности в детском
саду предусматривает не только слушание музыкальных произведений,
доступных для восприятия детей, обучение их
пению, движениям в играх и плясках, но и обучение игре на детских м
узыкальных инструментах. Почему же в музыкальной деятельности музы
кальный руководитель уделяет большое внимание игре на детских музы
кальных инструментах?
Игра на детских музыкальных инструментах:
•

является одним из любимых видов музыкальной деятельности
детей, приносит им море положительных эмоций;

•

формирует чувство товарищества и взаимопомощи, способность
согласованно действовать в коллективе;

•

развивает способность понимать содержание музыкальных
произведений, воспитывает устойчивый интерес к музыке,
совершенствует навыки игры на различных детских музыкальных
инструментах,

•

развивает мелодический, динамический, тембровый,
звуковысотный слух, чувство ритма;

•

развивает музыкальную память, внимание, усидчивость;

•

развивает творческую активность,
помогает преодолению излишней застенчивости, скованности.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого и
сполнителя: наличие воли; эмоциональности;
сосредоточенности; развиваются и совершенствуются музыкальные с
пособности.
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открываю
т для себя мир звуков, у них улучшаются качество пения (они чище ин
тонируют), качество музыкальноритмических движений (дети чётче воспроизводят ритм). Многим игра н
а музыкальных инструментах помогает передать свои чувства,
обогащает музыкальные впечатления.
В состав детского оркестра входят разнообразные музыкальные инстр
ументы. Это позволяет приобщить к музицированию всех без исключени
я, подобрать каждому ребенку
инструмент по его интересам и возможностям. Дети с удовольствием иг
8

рают на металлофонах, ложках, колокольчиках, трещотках, маракасах,
музыкальных треугольниках
Во всех возрастных группах в различных формах происходит общени
е с музыкальными инструментами. Если самые младшие пользуются в о
сновном музыкальными игрушками, то дошкольники знакомятся с более
разнообразными инструментами и постепенно приобретают навык игры
на них (колокольчик, барабан, треугольник, металлофон).
Дети, играя на инструментах, удовлетворяют свои индивидуальные за
просы, интересы и привыкают действовать, в коллективе согласовано.
Работа по ознакомлению с инструментами и последующему обучению
на них проводится последовательно и организованно, применяются разн
ообразные методы и приемы: показ иллюстраций, игрушек, использова
ние музыкально-дидактических игр и т.д.
Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красот
у звучания различных инструментов, совершенствуются в выразительнос
ти исполнения. Они с удовольствием слушают рассказы музыкального р
уководителя о происхождении того или иного инструмента, способах иг
ры на нем. Затем, в свободной самостоятельной деятельности, воплощаю
т свои умения и навыки.
Игра на детских музыкальных инструментах оказывает ничем незамен
имое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера;
совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в ис
кусстве жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкус ребенка, мож
но приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основы.

Консультация для родителей
« Значение и задачи раннего приобщения детей к игре
на ДМИ»
Музыкальная педагогика давно занимается вопросами детского
музицирования. В работе с детьми применяются различные музыкальные
инструменты. Они вызывают у ребенка большой интерес. Инициатором
обучения детей игре на музыкальных инструментах в России уже в 20-е годы
ХХ века стал музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же
принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом
смешанного). Этот оркестр позволил детям осуществлять одно из заветных
желаний – «играть музыку».
Применение детских музыкальных инструментов обогащает музыкальные
впечатления детей, развивает их музыкальные способности. Мелодические
музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные
9

способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и
чувство ритма.
Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов детской
исполнительской деятельности, который чрезвычайно привлекает малышей,
повышая интерес к музыке. В младшем возрасте ребенок овладевает
приемами игры преимущественно на шумовых и ударных инструментах, не
имеющих звукоряда.
При игре на музыкальных инструментах ребенку легче всего проявить свою
активность и самостоятельность, это самый доступный для него вид
музыкальной исполнительской деятельности. Малыш не устает бить в
барабан, стучать палочкой по металлофону или дудеть в дудочку. Те
музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для него
остаются необыкновенно привлекательными и с годами желание извлекать
звуки из музыкальных и шумовых инструментов для ребенка не угасает.
Дети знакомятся с музыкальными инструментами. Учатся различать звуки по
высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, баяна, знать
и различать звучание бубна и погремушки. В работе с малышами
используются музыкальные игрушки: дудочки, колокольчики, барабан,
бубны, которые помогают заинтересовать детей, побуждают к активности.
Знакомство с музыкальными инструментами проводится постепенно,
усложняя задания от занятия к занятию, используются игровые моменты.
Например, зайчик приносит в корзинке музыкальные инструменты –
погремушки. Дети рассматривают их, ощупывают, учатся обращаться,
извлекают звук. По показу зайчика, дети выполняют движения: под тихую
музыку постукивают погремушкой перед собой, под громкую – поднимают
ее вверх и слегка встряхивают. На занятия часто приходят куклы.
Воспитатель водит куклу, а музыкальный руководитель передает шаги куклы
редкими ударами бубна, но вот кукла побежала и дети слышат частое
звучание. Затем кукла приглашает всех походить и побегать. Таким образом,
дети учатся чувствовать ритм и реагировать на смену музыки. Коллективные
исполнения сочетаются с индивидуальными, при этом немаловажную роль
играет принцип повторности.
С помощью простейших музыкальных инструментов учимся воспроизводить
звукоподражания, сопровождать игрой на инструментах различные игровые
действия.
Малыши различают знакомые музыкальные инструменты и игрушки по
тембру звучания, запоминают их названия.
Способствуют активизации и концентрации внимания малышей
использование игрового приёма, а именно, побыть музыкантами и поиграть
на разных предметах. Выполнение этого задания проводится с постепенным
усложнением: сначала с одним предметом и анализом извлекаемого из него
звука, затем с несколькими предметами в сравнении. Например, используя
10

бутылки, наполненные водой так, чтобы они отличались объемом воды, в
течение недели вместе с детьми извлекаем из них звуки. Также используются
бумага, крышки от кастрюль, вёдра, тазики, деревянные палочки и т. д.
Тем самым решаются такие задачи, как:
Активизация и обогащение звукового опыта ребенка;
Развитие интереса к музыкальным и немузыкальным звукам, к восприятию
музыкальных произведений малышами;
Поддержание и развитие индивидуальных эмоциональных реакций малыша
на музыку.
Немаловажную роль играет активное участие родителей в поддержании
заинтересованности ребенка к исполнительской деятельности и вне
дошкольного учреждения, а именно дома. Поэтому среди родителей
проводятся консультации на тему «Музыка в семье», «Музыка и дети»,
даются рекомендации для родителей, как подобрать фонотеку для детей
младшего возраста, проводится анкетирование для успешного решения задач
по музыкальному развитию ребенка.
Таким образом, постепенно у маленьких детей обогащается опыт восприятия
музыки, активизируется интерес к музыке и осуществляется развитие
эмоционально-чувственной сферы ребёнка.
Инструменты в руки взяли
И в оркестре заиграли.
Музыканты хороши,
Веселятся от души!

Система обучения детей игре на музыкальных
инструментах в детском саду
Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на
детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже
внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития
человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное
влияние на самочувствие развивающегося ребёнка (может быть, и формирует
его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь
важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры
детей дошкольного возраста.
Основными задачами музыкального воспитания можно считать:
•

Развивать музыкальные и творческие способности (с учётом
возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной
деятельности;
11

•

Формировать начало музыкальной культуры, способствовать
формированию общей духовной культуры.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания
музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого
репертуара, методов и приёмов обучения, форм организации музыкальной
деятельности и др.
В ребёнке важно развивать всё лучшее, что заложено в нём от природы;
учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на
основе различных природных задатков формировать специальные
музыкальные способности, способствовать общему развитию.
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются
занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных
произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению,
движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучение их игре на
детских музыкальных инструментах.
Почему, проводя музыкальные занятия, мною уделяется большое внимание
игре на детских музыкальных инструментах? Да потому что детское
музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников,
повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию
музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней
застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В
процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого
исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности,
развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре
на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир
музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных
инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют,
улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети чётче
воспроизводят ритм.
Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать
чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только
индивидуального развития, но и развития мышления, творческой
инициативы, сознательных отношений между детьми. И поэтому этой работе
в нашем ДОУ уделяется большое внимание и проводится она не формально
от случая к случаю, а имеется целая система обучения.
Работа проводится организованно и последовательно, применяются
разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек,
использование музыкально-дидактических игр, имеется большая база
детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на
музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у
детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления,
способствует творческой активности.
12

Первая младшая группа
Знакомство с музыкальными игрушками и инструментами в 1 младшей
группе. Знакомить детей с музыкальными инструментами я начинаю в 1
младшей группе. Учу детей различать звуки по высоте (высокое и низкое
звучание колокольчика, металлофона, фортепиано), узнавать и различать
звуки бубна, погремушки, барабана, дудочки.
Каждую музыкальную игрушку вношу, создавая игровую ситуацию.
Например, собачка принесла в корзине интересные вещи, ими оказались
погремушки. Дети с увлечением рассматривают их, щупают, учатся общаться
с ними, извлекать звук. Затем собачка проводит с детьми игру “Погремушки”
муз. М. Раухвергера. Играется музыкальная пьеса, а дети вместе с
воспитателем выполняют движения; под тихую музыку играют погремушкой
перед собой,а под громкую поднимают её вверх и встряхивают с большой
силой. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать тихое и
громкое звучание.
На следующем занятии дети встречаются с мишкой. Он приносит бубен, он
хочет танцевать. Но танцует он медленно, вперевалочку, а воспитатель
ударяет в бубен. Один из активных детей приглашается потанцевать с
мишкой, (мишка пляшет на столе, чтобы все хорошо видели). На следующем
занятии все дети превращаются в мишек, медленно, переваливаясь с ноги на
ногу, они танцуют вместе с мишкой (воспитатель играет на бубне). Затем
мишка предлагает детям поиграть на бубне, сначала с помощью воспитателя,
а затем самостоятельно. Конечно, не у всех получаются ритмичные удары, не
все умеют ударять. Часто к детям приходит кукла Катя и включается в игры
детей. Дети очень любят играть с Катей. Вот Катя идёт по залу - редкие
удары в бубен, а вот Катя побежала и дети слышат частое звучание. При этом
обращается внимание на разное звучание бубна. Таким образом, дети учатся
чувствовать ритм (различать ритм шага и бега), реагировать на смену
музыки.
Для развития тембрового слуха уже в 1 младшей группе проводится
музыкально-дидактическая игра “Угадай, на чём играю?” Дети узнают
барабан, дудочку, бубен, колокольчик. Сначала даётся только два
контрастных по звучанию инструмента, а затем количество увеличивается до
четырёх. Детей не просят давать названия этим инструментам, они
показывают на те, которые лежат перед ширмой (те на которых воспитатель
играет, лежат за ширмой). Сначала не все дети правильно определяют
звучащие инструменты, но через несколько занятий дети успешно
справляются с заданием.
Вторая младшая группа.
Во 2-й младшей группе закрепляем знания детей о музыкальных
инструментах и игрушках, о которых они узнали в первой младшей группе,
продолжаю знакомить с новыми –добавляю музыкальный молоточек и
13

металлофон. Было замечено, что детям этого возраста доставляет
удовольствие выполнять различные движения с инструментами. Для
развития чувства ритма детям предлагается такое упражнение. Всем детям
раздаём по 2 кубика и предлагаем занять место в вагончиках-стульчиках.
Поезд набирает ход –дети медленно ударяют в кубики. Темп ускоряется, дети
вместе с воспитателем стараются передать ритм быстрее. Поезд
останавливается, и вместе с мелодией замолкают и кубики.
Всегда с большой охотой дети выполняют упражнения на развитие
ритмического восприятия. К детям в гости приходит матрёшка и приносит с
собой кубики и погремушки. Она хочет поплясать, а музыки нет. Тогда
воспитатель просит детей сыграть матрёшке, а она будет плясать. Дети с
удовольствием под плясовую музыку ударяют погремушками и кубиками. В
игре “Кто по лесу ходит?” задание усложняется. Дети учатся сравнивать и
передавать на одном инструменте медленные удары –ходит мишка, слон, и
быстрые –прыгает зайчик, бежит ёжик.
Практика показывает, что дети этого возраста без особых трудностей
различают по звучанию два разных колокольчика (высокое и низкое
звучание), в играх “Капельки большие и маленькие”, “Какая птичка поёт?”,
дети различают от 1 и до 2 октавы.
Продолжая развивать динамическое восприятие, использую такие игры как
“Тихие и громкие ладошки”, “Тихие и громкие звоночки”, где дети сначала
звонят колокольчиками то тихо, то громко, в соответствии с изменением
силы звука в музыке, а потом, усложняя задания: дети делятся на 2
подгруппы. Девочки – тихие звоночки, а мальчики –громкие, и звенеть они
должны только свою музыку, развивается выдержка и внимание.
Далее начинаю знакомить детей с новым музыкальным инструментом –
металлофоном. Стараюсь, чтобы знакомство с инструментом проходило в
атмосфере большой заинтересованности, с использованием разнообразного
материала, в игровой форме.
“Сказка про лягушонка КВАК” (на фланелеграфе)
“Лягушонок КВАК пошёл гулять. Вдруг на него упала капелька дождя
(ударяю по пластинке металлофона 1 раз). Тучка закрыла солнышко, стало
темно, и на лягушонка капнуло ещё несколько капель (ударяю несколько
раз). В начале капельки капали редко (редкие удары), а затем дождик
разошёлся не на шутку и капельки полились одна за другой всё чаще и чаще.
Дождь усилился (частые удары). Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать,
когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло
солнышко”.Вопросы к детям: какой был дождь? Сильный, слабый, редкий,
частый. А вот и инструмент, который помогал мне изобразить настоящий
дождик. Таким образом, закрепляется название инструмента. Далее
предлагаю посмотреть и потрогать, ещё раз послушать звучание. На
следующем занятии игра “Весёлый дождик” закрепляет умение различать
14

ритмический рисунок, а малышиопределяют какой идёт дождь. Если в 1
младшей группе дети, узнав инструмент по звучанию, только показывали на
него, то во 2- ой младшей группе я прошу дать название инструменту, а в
дальнейшем, узнав, назвать и поиграть на нём.
Музыкальные игрушки в этой возрастной группе используются и на
праздниках. Так на Новый год мы даём детям колокольчики или погремушки
– так они будят Снегурочку, которая спит в своём домике. Иногда танцуют с
погремушками, а Петрушка, пришедший на праздник, показывает им
движения. Постепенно у малышей обогащается опыт восприятия музыки,
воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские
музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно действовать
с ними.
Средняя группа.
В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной
деятельности – игра на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует
развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти.
Первоначальное обучение проводится на занятии, а затем во время
индивидуальной работы с детьми. Большое значение уделяется правильной
посадке детей во время игры. Обеспечивается свобода корпуса и рук. Показ
сопровождается объяснением. В ходе игры на инструменте дети
самостоятельно изображают большой и маленький колокольчик, прыжки
воробушка, удары дятла. После того, как дети почувствовали, что звуки
металлофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими
и короткими и выражать различные образы, мы начинаем игру несложных
песенок на одном звуке. Сначала знакомлю детей с попевкой, показываю
иллюстрацию, затем поём всей группой и индивидуально. С самого начала
учу детей точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаю прохлопать
ритмический рисунок попевки, используя различные ударные инструменты.
Дети передают ритм на бубне, кубиках, музыкальных молоточках. При этом
учимся согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не
обгонять и не опережать, и не отставать.
Упражнение “Уточки”
Наши уточки с утра: кря-кря-кря (поют дети)
кря-кря-кря (звуки инструмента)
Наши гуси у пруда :га-га-га(поют дети)
га-га-га (звуки инструмента)
Наши курочки в окно: ко-ко-ко (поют дети)
ко-ко-ко (звуки инструмента)
После таких упражнений дети играют дружнее, слаженнее.
15

Продолжая развивать взятую попевку на следующем занятии, ставлю перед
детьми задачу узнать её по мелодии, спеть её, прохлопать ритм. И только
после того, как все дети хорошо усвоят ритм, переходим к игре этой попевки
на инструменте. Постепенно дети осваивают навык игры на металлофоне:
играют знакомые песенки на одном звуке, передают ритмический рисунок на
группе ударных, учатся прислушиваться друг к другу.
Старшая группа.
В старшей группе, при обучении игре на детских музыкальных инструментах
важное место отводится музыкально-дидактическим играм. Музыкальнодидактические игры помогают развивать в детях определённые умения и
навыки, так необходимые при овладении тем или иным инструментом,
прививают интерес и желание играть на них самостоятельно, развивают
музыкальные способности. Поэтому я обязательно применяю в своей работе
различные игры, способствующие более эффективному обучению детей игре
на музыкальных инструментах. Например:
Игра для развития тембрового слуха “Лесная школа”
“Дети, сейчас мы с вами будем играть в школу, но в школу необычную –
лесную. Те, кто сидит в третьем ряду, будут медвежатами, кто сидит во
втором ряду, будут лисятами, а те дети, что сидят в первом ряду, будут
зайчатами.(Детям раздаются шапочки-эмблемы с изображением
соответствующих животных). Ну, зверушки лесные, будем учиться различать
звучание разных инструментов. Послушайте! Это звучит металлофон. А это
стучат кастаньеты. Ну а этот мелодичный звук у колокольчика. Когда я буду
стучать в кастаньеты, затопают ногами “медвежата”. Когда зазвучит
металлофон, захлопают в ладоши-лапки “лисята”, а когда колокольчик –
“зайчата” будут показывать, как в него играют, -кистями рук покачивать”.
Игра с раздаточным материалом “Определи по ритму”
Каждый ребёнок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт,
машина, поезд и т.д. и передаёт его звучание в определённом ритме на
выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку,
находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи
загадки будут разгаданы.
В этой группе продолжаю обучение игре на металлофоне. Дети переходят к
игре мелодий, построенных на 3-х и более звуках, с более усложнённым
ритмическим рисунком, а также мелодий, включающих широкие интервалы.
Разучивание таких партий начинаю с работы на бумажной клавиатуре. На
ней дошкольники знакомятся с расположением клавиш, порядком нот,
играют песенки-гаммы, узнают, где расположена нота “до” первой октавы
(“на первом этаже”) и “до” второй октавы (“на втором этаже”). В результате
дети учатся легко находить ноты глазами. Мелодическая линия
“проигрывается” детьми на клавиатуре сначала в первой октаве, затем во
16

второй. Когда дети научатся хорошо ориентироваться на бумажной
клавиатуре, им предлагается сыграть то же самое на металлофоне.
В старшей группе знакомлю детей с новым инструментом – цитрой. Сначала
слушаем звучание инструмента, обращая внимание на то, что на ней можно
играть медиатором, задевая за струны. Сравнивая звучание цитры с другими
инструментами, находим разницу в звучании. Поскольку этот инструмент
сложен для освоения, обучение на нём идёт в основном на индивидуальных
занятиях.
Работая над несложными песенками, мы формируем у детей навыки игры в
ансамбле, приучаем слушать себя и других, играть с динамическими
оттенками. Разученные произведения исполняем на детских праздника,
используя выступления для совершенствования навыков коллективной игры.
Подготовительная к школе группа.
В подготовительной группе знакомлю детей с нотным станом и названием
нот. Обучение детей нотной грамоте идёт через игру, через сказку, через
развитие детской фантазии. На каждого ребёнка у нас есть домик из
бархатной бумаги с нотным станом, кружочки – ноты. При знакомстве с
нотами использую короткие стихи из “Нотной азбуки”. Дети легче
запоминают ноты и стихотворения вносят оживление, вызывают
эмоциональный отклик у детей. На каждом последующем занятии закрепляю
материал предыдущего и даю новый. Игровая форма обучения помогает
ребёнку легко, без напряжения освоить графическое изображение нот,
основные элементы музыкальной грамоты. Понимание нотной записи
способствует более точному исполнению мелодий на музыкальных
инструментах.
Таким образом, проводя планомерную работу по обучению детей игре на
музыкальных инструментах в течение всего времени пребывания в детском
саду, мы смогли подойти к главному этапу работы – созданию оркестра и
сознательному разучиванию в нём мелодий на музыкальных инструментах.
Инструментальный состав детского оркестра
Большое значение для качественного звучания имеет тембровое
разнообразие оркестра. В составе нашего оркестра используются различные
группы музыкальных инструментов:
• Ударные без определённой высоты звука (барабаны, бубны, тон-блоки,
маракасы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки);
• Ударные мелодические инструменты (ксилофоны, металлофоны);
• Струнные (арфы, цитры);
• Духовые (блок-флейты, триолы);
17

• Электромузыкальные инструменты (синтезаторы);
• Наборы народных инструментов.
Различные по тембру детские музыкальные инструменты заинтересовывают
слушателей способами звукоизвлечения и характером звучания. При
комплектовании оркестра необходимо придерживаться соотношения всех
групп инструментов. Мною учитывается, что инструментов с тихим
звучанием (металлофоны, цитры и др.) должно быть больше, а инструментов
ударной и духовой группы – меньше. Они, хоть и имеют насыщенное,
громкое звучание, не должны заглушать мелодию музыкального
произведения, которая выполняется на металлофоне или цитре.
Способы размещения участников детского оркестра
При организации детского оркестра важно следовать определённым
правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя.
Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные
инструменты лучше всего положить на небольшие подставки, а не класть на
колени, чтобы дети, играя на них, не сидели согнувшись. Духовые
инструменты до начала игры дети могут класть на колени. От расположения
участников коллектива зависит качество звучания оркестра. Сидеть дети
должны одинаково и на репетициях, и на выступлениях. Участников
детского оркестра рассаживаю так, чтобы справа были низкие музыкальные
инструменты, слева –высокозвучащие инструменты, а ударные инструменты
размещаются сзади, в свободном порядке. С первых занятий приучаю
маленьких оркестрантов к своим постоянным рабочим местам.
Формы проведения занятий с детским оркестром
В работе с детским оркестром использую все формы проведения занятий:
индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном
инструменте), групповую (при игре на однородных музыкальных
инструментах) и коллективную (при уверенной игре своих партий каждым
участником оркестра).
Коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные
результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с
разъяснениями педагога.
Результаты работы
Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям
независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём
музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в
эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас
даже вдохновения. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным
общением с классической музыкой. Детям очень нравится играть те же самые
произведения, которые они слышат на занятиях в аудиозаписи в исполнении
18

симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно
исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют
“публичные” выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на
праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями, на
выездных конкурсах и концертах. Бесспорна и воспитательная функция
оркестра, поскольку коллективное музицирования является также одной из
форм общения. У детей появляется ответственность за правильное
исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр
объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной
задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в
своих силах.
Хочется, надеется на то, что усилия не пропадут даром, и дети из маленького
по возрасту и по составу оркестра, уже став взрослыми, навсегда останутся
друзьями классической музыки.
Используемая литература:
1.Боровик Т. “Звуки, ритмы и слова”-Минск, 1991г.
2.Зимина А.Н. “Мы играем, сочиняем!”-Москва, ЮВЕНТА, 2002г.

Консультация для родителей.
«Изготовление шумовых инструментов»
Изготовление музыкальных инструментов своими руками - занятие
полезное и увлекательное. Здесь нет четких правил и законов, поэтому любая
идея легко превращается в реальность: раскрашивайте, привязывайте,
приклеивайте, насыпайте, наливайте, пришивайте, экспериментируйте…
Главное – делайте «музыку» вместе, тогда она и ребенку, и вам будет
приносить отличное творческое настроение.
МАРАКАС ИЗ БУТЫЛКИ
Всегда загадочно и желанно исследование внутренностей инструментов.
Чтобы удовлетворить любопытство своего чада, предлагаем сделать
распространенный в Южной Америке шумовой инструмент маракас.
Настоящий маракас – это пустая тыква, внутрь которой насыпают горох. Мы
сделаем маракас из небольшой пластиковой бутылки или футляра от киндерсюрприза.
Насыпьте в футляр или в пластиковую бутылку гречневую крупу или рис,
или манку (от крупы зависит степень громкости инструмента), закройте
крышку и… мини-маракас готов!
В бутылку побольше можно положить горох, бубенчики, бусинки, монетки и
т.д. Можно поэкспериментировать и насыпать разнообразные «звучащие»
мелкие предметы в железные коробочки из-под конфет и леденцов. Тогда
19

звук будет более звонким. Или в деревянные или картонные коробочки
разного размера и объема.
Чтобы занятия стали еще увлекательнее, можно раскрасить маракасы или
наклеить аппликации и дать каждому из них свое имя.
Обязательно обратите внимание малыша, что при разных движениях
получается разный звук, поиграйте с ним в игру: «Что шумит? Какой маракас
играет? На что похож звук? Может быть, это кто-то идет? Или крадется? Или
это дождь? Или звезды морозной ночью переговариваются?»
ТРЕЩОТКИ
Замечательный инструмент трещотки можно соорудить из двух пластиковых
бутылок.
Возьмите две бутылки. Отрежьте горлышко на обеих заготовках (около 15-20
см) и нарежьте бока бутылок продольными полосками шириной 1-1,5 см и
длиной около 10-15 см. Играть можно будет, удерживая инструменты за
бывшие горлышки. Инструмент будет трещать, если тереть бутылки друг о
друга или проводить по полоскам рукой или карандашом. Можно раскрасить
трещотку маркером или наклеить аппликацию.
Конечно, для трещоток можно использовать любой другой подручный
материал, например деревянные расчески, рифленые бока консервных банок,
скорлупу грецких орехов, закрепленную на кончиках кусочков проволоки,
собранных в букетик и т.п.
СТРУННЫЕ
Помните забавного медведя из старого детского мультфильма, который
сидел на пне и дергал кору, прислушиваясь и радуясь издаваемому звуку?
Попробуем соорудить такой «однострунный» инструмент из пластикового
стаканчика из-под йогурта и обыкновенной канцелярской резинки.
Все очень просто. Наденьте резинку вдоль стаканчика, чтобы ее часть
оказалась сверху и посередине. Нужно, чтобы резинка плотно облегала края
и не болталась. Тогда звук, когда вы дергаете за свободный отрезок резинки,
получится звонкий и необычный. А если к наружной стороне дна стаканчика
прикрепить шуршащую бумагу (бумагу нарежьте полосками) или подвесить
колокольчик.
КОЛОКОЛЬЧИК
Один из самых любимых инструментов детей – это колокольчик. Конечно,
можно купить колокольчик в магазине (например, в зоомагазине продаются
замечательные колокольчики для рыбалки). Но гораздо интереснее сделать
его самому.

20

Возьмите пустую консервную банку (предварительно обезопасив края) или
небольшой глиняный горшок для цветов, гвоздь, веревочку, молоток, гайку и
бусинку. Гайка – это «язычок» нашего колокольчика. Привяжите к концу
веревки гайку, проденьте бусинку и завяжите на веревочке узел. Завязывать
надо так, чтобы расстояние от узла до гайки было меньше высоты банки или
горшка. С помощью гвоздя и молотка пробейте в банке дырочку сверху в дне
(в глиняном горшочке такая дырочка уже есть). Проденьте веревку в дырку и
завяжите узел.
Изготовление бубенчика потребует от вас чуть больше усердия. Вам
понадобятся; кусочек жести (квадрат 4×4), ножницы, гвоздь, молоток,
веревочка, бусинка или металлический шарик. Сначала нужно расчертить
квадрат на четыре маленьких квадрата, а затем нарисовать и вырезать
цветочек из четырех лепестков (вырезать нужно от края к центру). В
середине сделайте дырочку гвоздем. Затем проденьте веревочку в отверстие
и завяжите узелок на конце. Внутрь бубенчика (середина цветка) положите
бусинку или шарик и загните лепестки вовнутрь, чтобы бусинка не выпадала.
Теперь можно звенеть и радовать окружающих своей музыкой.
Инструмент, на котором можно сыграть уже целую мелодию, мы сделаем
из стеклянных бутылочек. Бутылочки можно взять из-под молока, кефира
или воды. Назовем это «музыкально-воздушным» ксилофоном. Если под
определенным углом подуть в горлышко получится звук, который можно
спеть нотой. Если собрать много разных по объему и, по размеру горлышка
бутылочек, то можно выстроить звукоряд мажора или минора. В эти же
бутылочки можно налить воду и играть, ударяя по ним палочкой.
Музыкальные бокалы были популярны в XVIII и XIX столетиях. Вы
удивитесь, но для этого музыкального инструмента писали музыку Моцарт,
Гайдн, Франклин и др. Хрустальные бокалы или бокалы из простого тонкого
стекла помещали один внутрь другого и извлекали звук путем простого
прикосновения. Вы можете сделать свой набор музыкальных бокалов. Нужно
налить воду в фужеры (необходимо разное количество воды, чтобы
выстроить звукоряд) и играть с помощью палочки или проводя мокрым
пальцем вокруг ободка. Будет здорово, если вы добавите в каждый бокал
немного пищевого красителя разного цвета.
МУЗЫКА ВЕТРА
Знаете ли вы, что некоторые музыкальные инструменты могут звучать без
участия человека? Эта так называемая «музыка природы» может быть
исполнена на «эоловой арфе». Они были популярны в Центральной Европе в
XIX веке. Их название происходит от имени древнегреческого бога ветра
Эола. Арфа состоит из струн одинаковой длины, но разной по толщине,
натянутых на деревянный корпус. Ветер, попадая в струны, заставляет их,
рождая неповторимую и загадочную музыку
21

Можно звучать попробовать самому сделать «поющие» трубы. Такая
разновидность музыкального инструмента популярна в странах Востока, в
Китае и Японии. Трубы подвешивают на улице, и когда ветер задувает в них,
раздается успокаивающий тихий звук.
Возьмите небольшую полую трубу, морскую раковину, бутылку или
обыкновенный ключик с отверстием, подвесьте их на улице
и наслаждайтесь «музыкой ветра».
Шарик-пищалка – известный всем инструмент из детства. Предлагаем
сделать его самим. Нужно взять картонную трубочку от катушки ниток,
лопнувший воздушный шарик, нитку или скотч, ножницы и ПВА. Из шарика
вырежьте небольшую полоску и приклейте ее сверху на конец трубочки так,
чтобы остались небольшие промежутки по краям отверстия. Закрепите
полоску ниткой или скотчем и подуйте в открытый конец катушки.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».