Пояснительная записка к учебному плану МБДОУ детский сад №16 «Пчёлка» на 2024 – 2025 учебный год 1. Общие положения Учебный план МБДОУ детского сада №16 «Пчёлка» - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения освоение содержания образовательной программы дошкольного образования. Учебный план ООП муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения МБДОУ детского сада №16 «Пчёлка» является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Нормативной базой для составления учебного плана являются следующие документы: • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26; • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г.Москва); • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду». • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1014 от 30.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования»; • Постановление правительства Ростовской области от 19.07.2012 г. № 659 г. Ростова-на-Дону «Концепция развития системы образования Ростовской области до 2020 г.»; • Устава МБДОУ детского сада №16 «Пчёлка» • Лицензия на осуществление образовательной деятельности от "28" января 2013 г., серия 61Л01 , № 0000398. • Федеральная образовательная программа дошкольного образования, • Образовательная программа МБДОУ детского сада №16 «Пчёлка»; • Прочие нормативно-правовые документы федерального, регионального, районного уровня, регламентирующие деятельность МБДОУ и приказы руководителя МБДОУ детского сада №16 «Пчёлка». 2.Требования к учебной нагрузке в соответствии с ОП 2.1. Учебный план представляет собой организационный компонент реализации образовательных программ дошкольного образования, отражает обязательность единого образовательного пространства, обеспечивает доступность получения качественного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Учебный план образовательной организации – нормативный правовой документ, устанавливающий перечень учебных предметов, курсов, дисциплин и объем учебного времени, отводимого на их изучение по возрастным уровням дошкольного образования. 2.2. В МБДОУ функционируют 4 группы общеразвивающей направленности: 1 группа - раннего возраста (2-3 года),1 средняя группа (4-5, старшая группа (5 -6 лет), подготовительная группа (6-7 лет). МБДОУ функционирует по пятидневной рабочей неделе, с 7.30 до 17.30. Начало занятий в первой половине дня с 9.20 для дошкольных групп, во второй половине дня – с 15.45. 2.3. Распределение учебной нагрузки осуществляется в соответствии СанПиН2.4.3648-20«Санитарноэпидемиологическиетребованияк организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи от 28 сентября 2020 года № 28 (с изменениями и дополнениями). Продолжительность занятий для детей определяется следующим образом: ранний возраст: - (2-3 года): 1 занятие - 10 мин. /равен 1 академическому часу/; дошкольный возраст - (4-5 лет): 1 занятие - 20 мин. /равен 1 академическому часу/; - (5-6 лет): 1 занятие – 25 мин. /равен 1 академическому часу/; - (6-7 лет): 30 мин. /равен 1 академическому часу/. Занятия по реализации обязательной и вариативной частей ООП могут проводится, как в первой, так и во второй половине дня. Продолжительность дневной суммарной учебной нагрузки составляет: - (2 -3 года): 20 минут; - (4-5 лет): 40 минут; - (5-6 лет): 50 минут (или 75 минут при организации занятия во 2 половину дня); - (6-7 лет): 90 минут. Один раз в неделю для детей 3 - 7 лет круглогодично проводятся занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей одежды, соответствующей погодным условиям. 2.4. Учебный год начинается с 2 сентября 2024г и заканчивается 30 мая 2025г. В летний период организованная образовательная деятельность (занятия) не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, мероприятия художественно-эстетического направления. Мероприятия проводятся с учетом нагрузки допустимой СанПин. 3. Структура учебного плана образовательной программы Учебным планом определяются занятия (НОД) по реализации содержания пяти образовательных областей (направлений развития детей) ООП ДОУ. Виды (наименования) занятий с детьми и объем учебной нагрузки в непосредственно-образовательной деятельности используются при составлении рабочих программ воспитателей, учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.. Объем (по времени) самостоятельной деятельности воспитанников и в совместной с педагогом деятельности в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется, в рабочие программы не входит. Нерегламентированная деятельность осуществляется в игровой форме и направлена на свободное становление личности ребенка, его способностей, возможностей, развитие творческих способностей; формирование представлений о человеке в истории и культуре, на привитие навыков личной гигиены и самообслуживания, воспитания культуры, стимулирования свободного выбора вида деятельности, закрепление умений и навыков в различных ситуациях. Нерегламентированная деятельность в образовательном процессе МБДОУ представлена в виде совместной и самостоятельной деятельности. Совместная с педагогом деятельность предполагает труд в природе и хозяйственно-бытовой труд, игровая деятельность во всех направлениях жизнедеятельности, развитие эмоциональной сферы, коррекцию речи, музыкально-ритмическую деятельность – все формы взаимодействия направлены на создание условий для благоприятного общения взрослого и ребенка, воспитания гражданского и нравственного начала, закрепления умений и навыков, полученных в регламентированной деятельности. Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 34 часов и составляет не менее 40% от объема нерегламентированной деятельности. Педагогами создаются условия для стимуляции творческой активности ребенка в разнообразных сферах деятельности с учетом самостоятельного выбора. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира, природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах, спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). 4. Особенности реализации обязательной и вариативной частей учебного плана для каждой возрастной группы. Центральная, системообразующая роль в содержании образования отводится образовательной области, обеспечивающей социальнокоммуникативное развитие воспитанников. Оно направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в этнокультурной среде и в обществе, на развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; на становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, на поло ролевое воспитание, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в МБДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Вариативная часть позволяет более полно реализовать социальный заказ на общеобразовательные услуги, учитывает специфику национально – культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Обе части учебного плана реализуются во взаимодействии друг с другом, органично дополняя друг друга, и направлены на всестороннее физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие детей Виды образовательной деятельности Содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализуется в различных видах деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности и др. В раннем возрасте (от 2 до 3 лет) основными видами образовательной деятельности являются: • непосредственно-образовательная деятельность (занятия): ознакомление с окружающим, формирование элементарных математических представлений, развитие речи, занятия художественно-эстетической направленности, физическая культура; • совместная деятельность детей и взрослых с использованием: предметной деятельности и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.); общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.); восприятие смысла музыки, сказок, стихов; рассматривание картинок; двигательная активность; • самостоятельная деятельность ребёнка. Для детей дошкольного возраста (с 3 лет до достижения школьного возраста) основными являются целый ряд видов деятельности, таких как: • непосредственно-образовательная деятельность (занятия): ознакомление с окружающим, формирование элементарных математических представлений, развитие речи, занятия художественно-эстетической направленности, физическая культура; • взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности: чтение художественной литературы, конструктивномодельная деятельность, игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, познавательно- исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; • самостоятельная деятельность. Непосредственно-образовательная деятельность по реализации основной части ООП может осуществляться как в первой, так и во второй половине дня. Один раз в неделю для детей 3-7 лет круглогодично занятия по физическому развитию детей организуются на воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях организованную образовательную деятельность по физическому развитию проводят на открытом воздухе. Расписание НОД МБДОУ детского сада №16 «Пчёлка» составлено в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования (далее – ООП ДО). В структуре учебного плана выделены обязательная и вариативная части ООП. Непосредственно-образовательная деятельность по реализации основной образовательной программы МБДОУ детского сада №16 «Пчёлка» на 2024-25 учебный год Организованная образовательная деятельность Обязательная 1-я младшая Средняя группа Старшая группа Подготовительна я группа часть Периодичность в неделю Физическое развитие Физическая культура/ Физическая 3 культура на воздухе 3 3 3 Познавательное развитие Сенсорное развитие 1 - - - ФЭМП 1 1 2 2 Ознакомление с природой/ 1 Ознакомление с предметным и социальным окружением 1 1 1 Конструирование 1 1 1 - Речевое развитие Развитие речи 1 1 2 2 Рисование 1 1 2 2 Лепка 1 0,5 0,5 0,5 Аппликация - 0,5 0,5 0,5 Музыка 2 2 2 2 Коррекционное направление Коррекция речевых нарушений - - Индивидуально Индивидуально Социальнокоммуникативное развитие Данная образовательная область реализуется через тренинги, игры, детско-взрослые объединения и Художественноэстетическое развитие проектную деятельность детей и взрослых ВСЕГО по обязательной части (85%): 10 12 14 14 Вариативная часть (15 %) 1-я младшая Средняя группа Старшая группа Подготовительна я группа Худ.эстетическое, речевое, физическое 1 - 1 1 Познавательное - 2 1 1 Всего по вариативной части: 1 2 2 2 Реализуется через совместную деятельность; (кружки, игры, беседы, проекты, чтение худ.литературы, экскурсии) Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Утренняя гимнастика ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Комплексы закаливающих ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Чтение художественной литературы ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Театрализованная деятельность ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Конструирование ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Дежурства ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Прогулки ежедневно ежедневно ежедневно Ежедневно процедур Гигиенические процедуры Ситуативные беседы при моментов проведении режимных Самостоятельная деятельность детей Игра Самостоятельная развития деятельность детей в ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно уголках ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно