Индивидуальная адаптированная программа коррекционно-развивающего логопедического сопровождения воспитанника подготовительной группы с задержкой психического развития (ЗПР)

СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, принципы и подходы к формированию курса
1.3. Общая характеристика обучающихся с задержкой психического развития
1.4. Планируемые результаты освоения курса
2. Содержательный раздел
2.1. Коррекционная логопедическая работа для обучающихся с ОНР при ЗПР.
2.2.План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению у обучающихся с
задержкой психического развития
3. Организационный раздел
3.1. Направления коррекционной логопедической работы структура занятий
3.2.Организация коррекционной логопедической работы для обучающихся с задержкой
психического развития (ЗПР)
3.3. Список литературы

Ф.И.О ребёнка: ребенок подготовительной группы «Непоседы»
Дата рождения:
Учитель-логопед: Саркисян.О.А
Дата начала работы: сентябрь 2024г
Дата окончания работы: май 2025г
Показатели речевого развития:
Импрессивная речь: объём пассивного словаря значительно ниже возрастной нормы. На имя
откликается согласно ситуации или в зависимости от обращающегося лица. Выполняет простые
просьбы и поручения. Понимает новые элементарные словесные инструкции педагога, но при
повторении инструкции. Понимание вопросов, связанных с конкретной ситуацией вызывают
затруднения. Частично понимает вопросы косвенных падежей (чем? Кому? С чем? Ит.д)
Экспрессивные речевые средства ограничены, словарь значительно ниже возрастной нормы.
Словарь признаков представлен названиями цвета

и величины «большой» «маленький».

Наиболее активно использует отдельные слова и речевые штампы, связывая их с конкретной
ситуацией. Мальчик эмоциональный не всегда понимает речь в полном объёме, в общении часто
отсутствует дистанция между ним и взрослым, часто перебивает собеседника, повторяет одни и
те же фразы, испытывает сложности в последовательном изложении своих мыслей, испытывает
трудности при формулировании вопросов. Лексический запас ниже возрастной нормы, в
основном бытовые слова, фразы. Предложенные картинки называет частично. Наречия не
подбирает, иллюстрируя жестами предложенную ситуацию («Плачет малыш (как?)» - трёт глаза.
При подборе определений испытывает затруднения. Обобщает понятия (фрукты, посуда,
животные), но затрудняется при классификации. При повторе предложений из 3-4 слов
отмечаются значительные нарушения структуры предложения, искажения смысла, замены слов,
пропуски слов. Затрудняется в словообразовании, путает окончания, не договаривает слова.
Предлоги в речи не употребляются, заменяются жестами .
Строение артикуляционного аппарата не нарушено.

Артикуляционная моторика, испытывает трудности в произвольном принятии и удержании
артикуляционных поз.
Звукопроизношение: изолированно артикулирует отчётливо:(гласные, большинство согласных
звуков, грубые нарушения слоговой структуры слова. Нарушено звукопроизношение сонорных
звуков. Слоговая структура слова нарушена, часто заменяет, переставляет, пропускает слоги в
словах. Во время занятий быстро истощается, внимание неустойчивое, память снижена. Крупная
и мелкая моторика развита ниже возрастной нормы.
Связная речь: участие в элементарном диалоге вызывает значительные затруднения.
Самостоятельная речь автономна, недостаточно связана с ситуацией.
Заключение о создании специальных условий для получения образования обучающемуся с
ОВЗ, инвалидностью № 160 от 29.08.2024 (ПМПК

«Отдел образования» от 30.08.2024) -

Воспитание и обучение в дошкольном детском образовательном учреждении по АОП для детей с
ЗПР.
Результаты стартовой логопедической диагностики на сентябрь 2024г:
Слух сохранён
Зрение сохранно
Интеллектуальное развитие с задержкой на 2-3 возрастных этапа
Связная

речь:участие

в

элементарном

диалоге

вызывает

значительные

Самостоятельная речь автономна, недостаточно связанна с ситуацией.

затруднения.

1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Коррекционная логопедическая работа для обучающихся с
задержкой психического развития (ЗПР)» от 4 до 7 лет (далее Курс) разработана на основе
приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования»,

приказа

Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной
образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья».
Разработка вопросов и организации комплексного воздействия на обучающегося с
задержкой психического развития (далее ЗПР) с речевыми нарушениями в условиях непосещения
специализированных групп является одним из приоритетных направлений – осуществить
инклюзию.

Дошкольников с ЗПР с речевыми нарушениями рассматривают как группу

педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют
успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во
многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Обучающиеся с речевыми
нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи,
содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным
особенностям детей.
Курс
полноценное

представляет
овладение

собой

коррекционно-развивающую

фонетическим

строем

русского

систему,

языка,

обеспечивающую

интенсивное

развитие

фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи,
что

обуславливает

формирование

коммуникативных

способностей,

речевого

и общего

психического развития ребенка дошкольного возраста с задержкой психического развития как
основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе,
а также его социализации.
Срок реализации Курса: 1 учебный год.

1.2. Цель, задачи, принципы и подходы к формированию Курса
Цель Курса: обеспечить обучающимся с ограниченными возможностями здоровья
успешную адаптацию и усвоение рекомендованных ПМПК адаптированных основных
образовательных программ через создание системы комплексного психолого-педагогического
сопровождения в условиях образовательной организации.
Основные задачи Курса:
✔

создание оптимальных условий для благоприятной адаптации и реализации

индивидуальных

возможностей

обучающихся

со

специальными

образовательными

потребностями;
✔

обеспечение

адекватных

условий,

содержания

и

форм

организации

образовательного процесса в соответствии с заключением и рекомендациями ПМПК;
✔

организация вариативных моделей обучения и воспитания обучающихся с учетом

их индивидуальных специальных потребностей.
В процессе коррекционно-развивающего обучения обучающихся с ЗПР решаются
следующие задачи:
✔

раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений у

воспитанников Дошкольного отделения Образовательной организации;
✔

преодоление недостатков в речевом развитии;

✔

воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового

восприятия;
✔

создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному

усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика
психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта;
✔

профилактика нарушений письменной речи;

✔

развитие

лексико-грамматического

строя,

совершенствование

связного

высказывания;
✔

развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания,

слуховой

памяти,

зрительной

памяти,

логического

мышления,

пространственной

ориентировки в системе коррекционной работы;
✔

осуществление

преемственности

в

работе

сотрудниками и специалистами медицинских учреждений;

с

родителями

воспитанников,

✔

обучение родителей эффективным приемам воспитания обучающегося с ЗПР и

организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях;
✔

формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного

взаимодействия с обучающимися, имеющими речевые нарушения, а также в сфере
профилактики и выявления проблем в речевом развитии.
Решение данных задач позволит сформировать у дошкольников с ЗПР психологическую
готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей образовательную
программу или адаптированную рабочую программу для детей с задержкой психического
развития, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы
во ФГОС ДО, ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ.
Принципы и подходы к формированию Курса
Исходя из ФГОС ДО в Курсе учитываются:
✔

индивидуальные потребности обучающегося с задержкой психического развития,

связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые
условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности);
✔

возрастная

адекватность

дошкольного

образования

(соответствие

условий,

требований, методов возрасту и особенностям развития);
✔

построение

особенностей

образовательной

каждого

обучающегося,

деятельности
когда

сам

на

основе

ребенок

индивидуальных

становится

субъектом

образования;
✔

возможности освоения обучающимся с задержкой психического развития курса на

разных этапах ее реализации;
✔

специальные условия для получения образования обучающимися с ЗПР, в том

числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических
материалов, проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий и
осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая работа должна быть направлена на:
✔

преодоление нарушений развития различных категорий обучающихся с ЗПР,

оказание им квалифицированной помощи в освоении курса;
✔

разностороннее развитие обучающихся с ОВЗ с учетом их возрастных,

индивидуальных, психофизических особенностей, и особых образовательных потребностей,
социальной адаптации.

Курс строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:
✔

принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции;

✔

принцип

поэтапного формирования

умственных

действий

– свёртывание,

автоматизация внешних операций, перевод их во внутренний план;
✔

принцип учёта зоны «ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) – процесс

развития той или иной психической функции должен осуществляться постепенно, с учётом
ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение
задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога;
✔

принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала – логопедическая

работа по формированию тех или иных речевых функций должна проводиться поэтапно, с
постепенным усложнением;
✔

принцип системности – методика профилактической и коррекционной работы

представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на
создание определённой функциональной системы;
✔

построение образовательной деятельности

на

основе

индивидуальных

особенностей каждого обучающегося, при котором сам ребенок проявляет активность в
выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
✔

содействие и сотрудничество обучающихся и взрослых, признание ребенка

полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
✔

поддержка инициативы обучающихся в различных видах деятельности;

✔

сотрудничество организации с семьями;

✔

приобщение обучающихся к социокультурным нормам, традициям семьи, общества

и государства;
✔

формирование

познавательных

интересов

и

познавательных

действий

обучающегося в различных видах деятельности;
✔

общедидактические

принципы

(наглядности,

доступности,

индивидуального

подхода, сознательности).
1.3. Общая характеристика обучающихся с задержкой психического развития
Обучающиеся с задержкой психического развития имеют следующие наиболее значимые
особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженная
познавательная активность, замедленный темп формирования высших психических функций,
слабость регуляции произвольной деятельности (им требуется активная ориентировка в задании),
нарушения различных сторон речи.

В речи обучающихся с ЗПР в основном используются существительные и глаголы, причем
предметный и глагольный словарный запас низкий, неточный. Дети не знают многих слов не
только абстрактного значения, но и часто встречающихся в их речи, заменяют слова описанием
ситуации или действия, с которым связано слово, испытывают трудности в подборе словантонимов и особенно слов синонимов. Из прилагательных чаще всего употребляются
качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки.
Отмечается недостаточная сформированность грамматического строя речи обучающихся с
ЗПР. Чаще всего встречаются нарушения порядка слов в предложении, пропуск отдельных его
членов, что связано с неполноценностью грамматического программирования. Довольно часто
наблюдаются ошибки в употреблении предлогов, а также ошибки в предложно-падежном
управлении, в согласовании существительных с глаголами и прилагательными, отмечаются
затруднения детей в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок.
Речь дошкольников с ЗПР характеризуется нарушением звукопроизносительной стороны,
отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой деятельности речи, трудности в овладении
звукобуквенным анализом.
Следующей особенностью обучающихся данной категории является своеобразие связной
речи. Пересказ произведений (особенно повествовательного характера) сложен для них, они
испытывают трудности в составлении рассказа по серии сюжетных картин. Для речи
обучающихся с ЗПР характерны неосознанность и произвольность построения фразы как
высказывания в целом, обучающиеся не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в
ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями.
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающих состояние
всех компонентов языковой системы у обучающихся при задержке психического развития.
При первом уровне речевого развития (по Р.Е. Левиной) речевые средства ребенка
ограниченны, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний,
звукокомплексов,

лепетных

слов.

Высказывания

сопровождаются

жестами

и мимикой.

Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова
используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий
предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова,
лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически
отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа.
Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится
в зачаточном состоянии. Ограниченна способность восприятия и воспроизведения слоговой
структуры слова.

При переходе ко второму уровню речевого развития (по Р.Е. Левиной) речевая активность
ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной
и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых
предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные
предложения.

При

этом

отмечаются

грубые

ошибки

в употреблении

грамматических

конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается
смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя
пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь,
связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается
незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой
структуры

и звуконаполняемости

слов.

У обучающихся

выявляется

недостаточность

фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
Третий уровень

речевого развития (по Р.Е. Левиной) характеризуется наличием

развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического
недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций.
Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление
лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует
существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения
с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных.
По-прежнему

отмечаются

множественные

аграмматизмы.

Ребенок

может

неправильно

употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных
с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены
могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или
смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой
структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым,
но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается
недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
Четвертый
незначительными

уровень

речевого

нарушениями

развития

компонентов

(по

Т.Б.

языковой

Филичевой)

системы

характеризуется

ребенка.

Отмечается

недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные
нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в
памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является
искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и

нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели незакончившегося
процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов
(единичности,

эмоционально-оттеночных,

уменьшительно-ласкательных,

увеличительных).

Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает
затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что
обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей
представляют сложные предложения с разными придаточными.
Курс строится на основе общих закономерностей развития обучающихся дошкольного
возраста с учетом сензитивных периодов в развитии психических процессов. Дети различных
возрастных категорий могут иметь качественно неоднородные уровни речевого развития.
Поэтому при выборе образовательного маршрута, определяемого требованиями Курса, следует
учитывать не только возраст обучающегося, но и уровень его речевого развития, а также
индивидуально-типологические особенности развития.
1.4. Планируемые результаты освоения Курса
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития, высокий разброс
вариантов развития, непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от
обучающегося дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и
обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в
виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры
Освоение обучающимися с ЗПР основного содержания АОП ДО, реализуемой в
образовательной организации, возможно при условии своевременно начатой коррекционной
работы.

Однако

полиморфность

нарушений

при

ЗПР,

индивидуально-типологические

особенности обучающихся предполагают значительный разброс вариантов их развития.
Особенности образовательной и коррекционно-развивающей работы с обучающимися с
ЗПР состоят в необходимости индивидуально-дифференцированного подхода, снижения темпа
обучения, структурной простоты содержания занятий, циклического возврата к уже изученному
материалу и обогащения его новым содержанием, определения целевых ориентиров для каждого
этапа образовательной деятельности с учетов возможностей конкретной группы и каждого
ребенка.

В соответствии с особенностями психофизического развития обучающегося с ЗПР,
основными показателями усвоения средств вербальной коммуникации являются результаты
совокупного

анализа

сформированности

лексических,

грамматических

и

фонетико-

фонологических навыков.
Средний возраст (4 – 5 лет)
Обучающийся понимает и выполняет словесную инструкцию педагогического работника из
нескольких звеньев. Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и
обучающихся по голосу, дифференцирует шумы. Понимает названия предметов обихода,
игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия,
эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства
предметов. Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных,
простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы). Проявляет речевую
активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части
тела человека и животных, некоторые явления природы. Называет действия, предметы,
изображенные на картинке, персонажей сказок. Отражает в речи элементарные сведения о мире
людей, природе, об окружающих предметах. Отвечает на вопросы после прочтения сказки или
просмотра мультфильма с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных
предложений несложных моделей, дополняя их жестами. Речевое сопровождение включается в
предметно-практическую деятельность. Повторяет двустишья и простые потешки. Произносит
простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двухтрехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.
Старший возраст (5 – 7 лет)

Речевое развитие: стремится к речевому общению, участвует в

диалоге, обладает значительно возросшим объемом понимания речи и звуко-произносительными
возможностями, осваивает основные лексико-грамматические средства языка, употребляет все
части речи, усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях
окружающего мира, обобщающие понятия в соответствии с возрастными возможностями,
проявляет словотворчество, умеет строить простые распространенные предложения разных
моделей, может строить монологические высказывания, которые приобретают большую
цельность и связность: составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной
картинке, на основе примеров из личного опыта, умеет анализировать и моделировать звукослоговой состав слова и состав предложения, владеет языковыми операциями, обеспечивающими
овладение грамотой, знаком с произведениями детской литературы, проявляет к ним интерес.
2. Содержание образовательной деятельности

Цели коррекционно-развивающей работы:
✔

обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи
в освоении образовательной программы;
✔

освоение

образовательной

обучающимися
программы,

с ограниченными

их разностороннее

возможностями

развитие

здоровья

с учетом

возрастных

и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной
адаптации;
✔

предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы,

обусловленных недоразвитием речевой системы дошкольников.
Основными

общеразвивающими

задачами по выполнению

адаптированной

образовательной программы в общеразвивающих группахс инклюзией являются:
✔

развитие

физических,

интеллектуальных,

нравственных,

эстетических

и личностных качеств;
✔

формирование предпосылок учебной деятельности;

✔

сохранение и укрепление здоровья;

✔

коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

✔

создание

современной

развивающей

предметно-пространственной

среды,

комфортной как для обучающихся с ОВЗ, так и для нормально развивающихся детей,
их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива;
✔

формирование у детей общей культуры.
Основные задачи коррекционно-развивающей работы с обучающимися:

✔

устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков,

звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность
осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку
слова);
✔

развитие

навыков

звукового

анализа

(специальные

умственные

действия

по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
✔

развитие слоговой структуры слова, способствующей усвоению навыка слогового

анализа и синтеза, в целях предупреждения возможных нарушений процессов языкового
анализа и синтеза на этапе начального школьного обучения;
✔

уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с

задержкой психического развития;

✔

формирование грамматического строя речи;

✔

развитие связной речи дошкольников;

✔

формирование предпосылок для обучения письму и чтению;

✔

развитие коммуникативной деятельности для формирования коммуникативной

компетентности дошкольников в целях дальнейшей успешной социализации.
2.1. Коррекционная логопедическая работа для обучающихся с ОНР при ЗПР
Тематическое планирование в подготовительной к школе группе
№
п/п

1

Тема
коррекционноразвивающего
занятия

Детский

сад.

Наша группа

Содержание непосредственно
коррекционно-образовательной
деятельности по
формированию
лексико-грамматических
представлений
и связной речи
Дифференциация
имён

Количес
тво
часов

Содержание индивидуальных занятий *
по формированию

по коррекции

фонетико-

звукопроизноше

фонологических

ния

Ресурсы

2-3

https://www.igr
aemsa.ru/igrydlja-detej/igryna-logiku-imyshlenie/igraassociacii

представлений
1

существительных

Звук и буква У

Вводное занятие.

Звук и буква А

Знакомство

ед. и мн. числа

с

органами

Понятие «Предлог»
Пересказ

Количес
тво
часов

артикуляции.

рассказа

«В

Артикуляционная

раздевалке»

и

дыхательная

гимнастика
2

Человек

и

его

строение

Составление

четырёхсловных

предложений

с

1

введением

Звуки и буквы У-А

Знакомство

Звук и буква И

органами

одного определения
Дифференциация

с

2-3

https://www.igr
aemsa.ru/igrydlja-detej/igryna-logiku-imyshlenie/luchs
haja-igralogicheskajacepochka

2-3

https://www.igr
aemsa.ru/igrydlja-detej/igryna-logiku-imyshlenie/sudo
ku-ogorod

2-3

https://www.igr
aemsa.ru/igrydljadetej/poznavatel
nyeigry/sedobnoenesedobnoeigra-1

2-3

https://www.igr
aemsa.ru/igrydlja-detej/igry-

артикуляции.
предлогов

Артикуляционная

«На», «ПОД»

и

Составление рассказа по серии

гимнастика

дыхательная

сюжетных картин «Человек и
его строение»
3

Огород. Овощи

Образование и употребление в

Звуки П, ПЬ.

Артикуляционная

Буква П

и

пространственного значения с

Звуки К, КЬ.

гимнастика

помощью приставок

Буква К

речи

1

глаголов

дыхательная

С-, У-, ПОД-, ОТ-, ПЕРЕи употребление их в речи
Пересказ

русской

народной

сказки
с элементами драматизации
«Мужик и медведь»
4

Сад. Фрукты

Дифференциация

глаголов

совершенного

1

и

несовершенного вида

Звуки Т, ТЬ.

Коррекция

Буква Т

произношения

Буква и звуки К-Т

свистящих звуков

Буквы П, Т, К

Коррекция

Звук и буква О

произношения

Предлог «В»
Пересказ

рассказа

Л.Н.

Толстого с помощью сюжетных
картин «Косточка»
5

Овощи - фрукты

Предлог «В»
Составление

1
и

отгадывание

загадок об овощах и фруктах

6

Ягоды

свистящих звуков

Согласование местоимений

Звуки Х, ХЬ

Коррекция

НАШ, НАША, НАШЕ, НАШИ

Буква Х

произношения

и именами существительными

Дифференциация

свистящих звуков

в роде, числе и падеже

звуков и букв К-Х

1

2-3

Составление рассказа по серии
сюжетных

картин

na-logiku-imyshlenie/sober
i-busy
https://www.igr
aemsa.ru/igrydlja-detej/igryna-vnimanie-ipamjat/najdiotlichija/solnysh
ko

«Как

вырастили клубнику в саду»
7

Грибы

Составление

предложений

включением

с

1

нескольких

определений
Дифференциация

Звук и буква Ы

Коррекция

Звуки и буквы А-

произношения

У-И-Ы-О

свистящих звуков

2-3

https://www.igr
aemsa.ru/igrydljadetej/poznavatel
nyeigry/didaktiches
kaya-igra-chejdomik

2-3

https://www.igr
aemsa.ru/igrydlja-detej/igryna-logiku-imyshlenie/didak
ticheskaya-igrachetvertyjlishnij

2-3

https://www.igr
aemsa.ru/igrydlja-detej/igryna-vnimanie-ipamjat/igradlja-trenirovkivnimanija-zagribami

2-3

https://www.igr
aemsa.ru/igrydljadetej/poznavatel
nye-igry/4sezona-goda

2-3

https://www.igr
aemsa.ru/igrydlja-detej/igryna-vnimanie-ipamjat/igra-navnimatelnostbinokl

предлогов

«В», «НА»
Пересказ рассказа В. Катаева
с помощью сюжетных картин
«Грибы»
8

Деревья
кустарники

и

Образование

и

закрепление

1

Звуки

М,

МЬ.

Коррекция

формы творительного падежа

Буква М

произношения

имён существительных в ед. и

Звуки Н, НЬ.

свистящих звуков

мн. числе

Буква Н

Дифференциация

предлогов

«В», «НА»
Составление
описаний

рассказовдеревьев

предметным

по

картинкам

и

опорному плану «Такие разные
деревья»
9

Перелётные

Образование

птицы

имён

относительных

прилагательных

употребление

их

в

1

и
речи

Предлог «ЗА»

Дифференциация

Коррекция

звуков и букв Н-М

произношения

Звуки Б, БЬ.

свистящих звуков

Буква Б

Пересказ рассказа И. СоколоваМикитова

по

опорным

картинкам «Улетают журавли»
10

Осень

Образование
прилагательных

имён
с

1

помощью

Дифференциация

Коррекция

звуков

произношения

уменьшительно-ласкательных

Б-БЬ

шипящих звуков

суффиксов и употребление их в

Дифференциация

речи

звуков П-Б

Предлог «К»
Составление рассказа по серии
сюжетных картин «Осень»

11

Посуда.

Согласование

Бытовые

прилагательных

имён

приборы

с именами существительными
в роде, числе и падеже
Пересказ сказки К. Чуковского
по

опорным

«Федорино горе»

картинкам

1

Звук и буква С

Коррекция

Звук СЬ. Буква С

произношения
шипящих звуков

12

Мебель

Согласование

имён

числительных

с

1

именами

существительными

Дифференциация

Коррекция

звуков С-СЬ

произношения

Звук и буква З

шипящих звуков

2-3

https://www.igr
aemsa.ru/igrydljadetej/zagadkirebusysharady/zagadki
-3-mebel

2-3

https://www.igr
aemsa.ru/igrydlja-detej/igryna-vnimanie-ipamjat/igra-navnimanie-najditen-2

2-3

https://www.igr
aemsa.ru/igrydlja-detej/igryna-vnimanie-ipamjat/kanikuly
-v-derevne

2-3

https://www.igr
aemsa.ru/igrydlja-detej/igryna-logiku-imyshlenie/sudo
ku-novogodnieigrushki

2-3

https://www.igr
aemsa.ru/igrydljadetej/poznavatel
nye-igry/igrazanjatie-chisledy-2

в косвенных падежах
Предлог «ОТ»
Составление
опорным

рассказа
словам

по
«Как

изготавливают мебель»
13

Домашние

Образование

Звук ЗЬ. Буква З

Коррекция

птицы

формы родительного падежа

и

закрепление

Дифференциация

произношения

имён существительных во мн.

звуков З-ЗЬ

шипящих звуков

Дифференциация

Коррекция

звуков

произношения

словосложения

СЬ-ЗЬ

шипящих звуков

(самовар, лесоруб)

Дифференциация

1

числе
Дифференциация

предлогов

«К», «ОТ»
Составление рассказа по серии
сюжетных картин «Гусыня и
гусята»
14

Домашние

Образование слов с помощью

животные

суффиксов,

приставок

1

и

Предлог «ПО»
Пересказ

звуков С-З
рассказа

К.

Ушинского
«Спор животных»
15

Игрушки.

Знакомство с термином

Новый год

«родственные слова» и умение

произношения

устанавливать

шипящих звуков

1

Звуки В, ВЬ

Коррекция

родственные

связи слов
Предлог «ПО»
Пересказ

русской

народной

сказки
«В гостях у дедушки Мороза»
16

Дикие животные

Понимание

наших

значения

лесов.

лексического
слов-антонимов

Животные севера

употребление

и юга

Предлог «С/СО»

их

в

1

и

речи

Звуки

Д,

ДЬ

и

Коррекция

буква Д

произношения

Дифференциация

шипящих звуков

звуков Т-Д

Пересказ рассказа В. Бианки
«Купание медвежат»

17

18

Дикие

Дифференциация

Дифференциация

домашние

Составление и отгадывание

звуков

произношения

животные

загадок о животных

ТЬ-ДЬ

свистящих

Звук и буква Г

шипящих звуков

Зима.
забавы

и

Зимние

Предлог «С/СО»

https://uchebnik
.mos.ru/material
_view/atomic_o
bjects/5512877?
menuReferrer=c
atalogue

Дифференциация предлогов
«ИЗ», «С»

1

1

Звуки
буква Г

Г,

ГЬ

и

Дифференциация
произношения

2-3
и

2-3

https://www.igr
aemsa.ru/igrydlja-detej/igryna-vnimanie-ipamjat/najdiotlichija/naprudu
https://www.igr
aemsa.ru/igrydljadetej/poznavatel

и употребление его в речи

Дифференциация

свистящих

Составление рассказа «Зимние

звуков Г-К

шипящих звуков

Звук и буква Э

Дифференциация

Звук и буква Й

произношения

и

nyeigry/razvivajush
aja-igradvenadcatmesjacev

забавы» по сюжетной картинке

19

Зимующие

Дифференциация предлогов

птицы

«ИЗ», «С»

1

Составление рассказа по серии

свистящих

сюжетных картин «Кормушка»
20

Дом.

Предлог «НАД»

Моя улица.

Пересказ рассказа С. Баруздина

Наш город

с

Моя

страна

-

Россия

действующих
событий

Буква Е

Дифференциация

Буква Я

произношения

главных
лиц

добавлением

и

шипящих звуков
1

изменением

2-3

свистящих

и

2-3
и

шипящих звуков

последующих

«Страна,

где

https://www.igr
aemsa.ru/igrydlja-detej/igryna-vnimanie-ipamjat/igrahvostiki
https://www.igr
aemsa.ru/igrydljadetej/poznavatel
nye-igry/igrachasy-skukushkoj

мы

живём»
21

Транспорт.

Предлог «НАД»

Правила

Составление

рассказа

по

дорожного

сюжетной

картине

с

движения

придумыванием

1

Звук и буква Ш

Дифференциация

Дифференциация

произношения

звуков С-Ш

свистящих

2-3

https://www.igr
aemsa.ru/igrydljadetej/onlineigry-dljamalyshej/logich
eskie-igry/igradljadoshkolnikovmjagkoetvjordoe

2-3

https://www.igr
aemsa.ru/igrydlja-detej/igryna-logiku-imyshlenie/igraoshibkihudozhnika-3

2-3

https://www.igr
aemsa.ru/igrydlja-detej/igryna-vnimanie-ipamjat/igry-navnimanie-dljadoshkolnikov

2-3

https://www.igr
aemsa.ru/igrydlja-detej/igryna-vnimanie-ipamjat/onlajnigry-navnimanie-chtolishnee-1

2-3

https://www.igr
aemsa.ru/igrydlja-detej/igryna-vnimanie-ipamjat/poiskpredmetov/najdi
-ptichek

2-3

https://www.igr
aemsa.ru/igrydlja-detej/igryna-vnimanie-i-

и

шипящих звуков

предшествующих
и последующих событий
«Всё

хорошо,

что

хорошо

кончается»
22

День

Дифференциация предлогов

Звук и буква Ж

Дифференциация

Защитников
Отечества

«НАД», «ПОД»

Дифференциация

произношения

Составление рассказа по серии

звуков Ж-З

свистящих

1

сюжетных картин «Собака —

и

шипящих звуков

санитар»
23

Международный

Предлог «ИЗ-ПОД»

Женский день.

Составление

Семья

сюжетной

1

рассказа

по

картине

«Поздравляем маму»

Дифференциация

Коррекция

звуков и букв Ш-Ж

произношения

Правописание

сонорных звуков

буквы И
после букв Ж, Ш

24

Одежда

Составление и употребление в
речи

1

сложносочинённых

предложений

Дифференциация

Коррекция

звуков

произношения

Ш-Ж-С-З

сонорных звуков

Звук и буква Л

Коррекция

Звук ЛЬ. Буква Л

произношения

с союзом А
Пересказ

рассказа

К.Д.

Ушинского
«Четыре желания»
25

Обувь

Образование

наречий

от

1

прилагательных (красивый –
красиво)

сонорных звуков

Дифференциация предлогов
«ИЗ-ПОД», «ПОД»
Беседа

по

теме

«Обувь

в

сказках», отгадывание загадок
по теме
26

Головные уборы

Образование

сравнительных

степеней наречий (холодно –

1

Дифференциация

Коррекция

звуков Л-ЛЬ

произношения

холоднее)

Звук и буква Ц

сонорных звуков

Дифференциация

Коррекция

звуков Ц-С

произношения

Буква Ю

сонорных звуков

Звук Р, буква Р

Коррекция

Звук РЬ, буква Р

произношения

pamjat/najdiparu-vodnyj-mir

Дифференциация предлогов
«ИЗ-ПОД», «ПОД»
Беседа

по

теме

«Головные

уборы в сказках», отгадывание
загадок по теме
27

Одежда – обувь-

Знакомство

головные уборы

предложением

со

сложным

1

Предлог «ИЗ-ЗА»
Пересказ

2-3

https://www.igr
aemsa.ru/igrydlja-detej/igryna-vnimanie-ipamjat/razvivaj
ushaja-igrachto-lishnee-2

2-3

https://www.igr
aemsa.ru/igrydljadetej/poznavatel
nye-igry/4sezona-goda

2-3

https://www.igr
aemsa.ru/igrydlja-detej/igryna-logiku-imyshlenie/onlaj
n-igra-chtonepravilnonarisovano

2-3

https://www.igr
aemsa.ru/igrydljadetej/poznavatel
nye-igry/igraproduktovyjmagazin

2-3

https://www.igr
aemsa.ru/igrydlja-detej/igryna-vnimanie-ipamjat/detskaya
-igra-navnimanie-rybki

2-3

https://www.igr
aemsa.ru/igrydlja-detej/igryna-logiku-imyshlenie/logic
heskajacepochka-dljadoshkolnikov

адаптированного

рассказа
Н.

Носова

по

предметным

картинкам «Заплатка»
27

Весна

Составление и употребление в
речи

1

сложноподчинённых

предложений

с

союзом

сонорных звуков

ПОТОМУ ЧТО
Пересказ

рассказа

Г.А.

Скребицкого с придумыванием
последующих
событий «Весна»
29

День

Слова, сложные по семантике и

космонавтики

слоговой

1

структуре

(космонавты,

Дифференциация

Коррекция

звуков Р-РЬ

произношения

космодром,

сонорных звуков

скафандр, луноход…)
Составление и употребление в
речи

сложноподчинённых

предложений

с

союзом

ПОТОМУ ЧТО
Составление

рассказа

по

предметным картинкам «День
космонавтики»
30

Продукты

Составление и употребление в

питания

речи

1

сложноподчинённых

Дифференциация

Дифференциация

звуков Р-Л

произношения

предложений с союзом ЧТОБЫ
Пересказ

по

сонорных звуков

опорным

картинкам
«Как приготовить котлеты»
31

Рыбы

Образование сложных слов

Звук и буква Ч

Дифференциация

и употребление их в речи

Дифференциация

произношения

Дифференциация

звуков Ч-ТЬ

сонорных звуков

Звуки Ф, ФЬ. Буква

Дифференциация

Ф

произношения

Дифференциация

сонорных звуков

1

предлогов

«ИЗ-ЗА», «ИЗ»
Пересказ текста по опорным
картинкам «Удачная рыбалка»
32

1 мая.
День

Употребление
труда.

несклоняемых

Инструменты.

существительных

Профессии

Дифференциация

в

речи
имён
предлогов

«ИЗ-ЗА», «ИЗ»
Составление
рассказов

описательных

о профессиях

по

1

звуков Ф-В

схеме
33

День Победы

Понимание

лексического

Звук и буква Щ

1

Дифференциация

значения
слов

2-3

https://www.igr
aemsa.ru/igrydlja-detej/igryna-vnimanie-ipamjat/najdiparu-naluzhajke

2-3

https://www.igr
aemsa.ru/igrydlja-detej/igryna-logiku-imyshlenie/igrana-myshleniecvetochnajaklumba

2-3

https://www.igr
aemsa.ru/igrydlja-detej/igryna-logiku-imyshlenie/igrana-logikukorovki

2-3

https://www.igr
aemsa.ru/igrydljadetej/poznavatel
nye-igry/4sezona-goda

произношения
омонимов

-

и

сонорных звуков

употребление их в речи по
серии сюжетных картин
Предлог «МЕЖДУ»
Составление

рассказа

по

сюжетной

картине

и

фотографиям «День Победы»
34

Цветы

Образование

притяжательных

прилагательных

1

и

Дифференциация

Дифференциация

звуков Щ-Ч

произношения

употребление их в речи

сонорных звуков

Предлог «ЧЕРЕЗ»
Составление рассказа по серии
сюжетных

картин

с

одним

закрытым
фрагментом
35

Насекомые

Закрепление

навыков

1

составления
и

употребления

в

Звуки Щ-ТЬ

Дифференциация

Звуки Щ-Ч-СЬ-ТЬ

произношения

речи

сонорных звуков

сложных предложений разных
видов
Предлог «ЧЕРЕЗ»
Составление
рассказа

о

описательного
насекомых

с

использованием схемы
36

Лето. Школа

Образование и употребление в
речи

разных

Буква Ь

1

предложно-

Два

Дифференциация
способа

падежных конструкций

обозначения

Составление рассказа «Как я

мягкости

на

проведу лето»

письме:

с

произношения
сонорных звуков

https://www.igr
aemsa.ru/igrydljadetej/poznavatel
nye-igry/igrashkolnyj-portfel

помощью мягкого
знака в конце и
середине слов; с
помощью гласных
букв И, Я, Е, Ё, Ю.
Итого часов:
108

36

72

*Последовательность и количество часов на коррекции свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также на
их дифференциацию определяется индивидуально для каждого обучающегося.

2.2. План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению
у обучающихся с ОНР при ЗПР
I. Подготовительный этап
Задача: создать условия для подготовки обучающегося к длительной коррекционной работе,
а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них;

б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и
специальных упражнениях;
в) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной
достаточности для постановки звуков;
г) укреплять физическое здоровье воспитанников дошкольного отделения.
II. Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранять дефектное звукопроизношение;
б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и
акустически;
в) формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически
чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе
1. Постановка звуков в такой последовательности:
• свистящие С, 3, Ц, С', 3';
• шипящий Ш;
• соноры Л, Л';
• шипящий Ж;
• соноры Р, Р';
• шипящие Ч, Щ.
Подготовительные специфические упражнения (артикуляционная гимнастика):
• для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Часики», «Горка»,
«Футбол», «Фокус»;
• для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем
руки»;
• для Р, Р': «Болтушка», «Красим потолок», «Индюк», «Лошадка», «Грибок»,
«Барабанщик», «Гармошка», «Тарахтелка»;
•

для Л, Л': «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык», «Барабанщик».

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах (о мере постановки может
проводиться как индивидуально, так в подгруппе):
а) С, С', 3, 3', Ш, Ж, Л' - в прямых слогах, затем в обратных, далее со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Р' автоматизация с проторного аналога и параллельная выработка вибрации.

3. Автоматизация каждого исправленного звука в словах.
4. Автоматизация звуков в предложениях.
5. Дифференциация звуков:
С – З, СЬ – Ц, С – Ш;
Ж – З, Ж – Ш;
Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;
Щ – СЬ, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л, Л-В.
6. Автоматизация в спонтанной речи: (в диалогической речи, в играх, развлечениях,
режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).
III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и
синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на
отработанном в произношении материале.
V. Работа по формированию слоговой структуры слов.
VI. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
3. Организационный раздел
3.1 Направления коррекционной логопедической работы и структура занятий
Курс коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя
взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
✔

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление обучающихся с

речевыми нарушениями, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для
родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;
✔

коррекционно

-

развивающая

работа

обеспечивает

своевременную

специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков
обучающихся с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует
формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
✔

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения

обучающихся с ЗПР и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий
обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников, в том числе
через Психолого – педагогический консилиум Образовательной организации;
✔

информационно - просветительская работа направлена на разъяснительную

деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для

обучающихся с речевыми нарушениями, их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками.
Диагностическая работа
Работа учителя-логопеда строится с учётом возрастных, индивидуальных особенностей
обучающихся, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым
обучающимся, а также его личных образовательных достижений. То есть коррекционноразвивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение
мониторинга речевого развития (логопедического скрининга) детей-логопатов (первичный 1-15
сентября, итоговый с 15-30 мая, при необходимости и промежуточный 18-29 декабря).
Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных образовательных
маршрутов, корректировки образовательных задач с учётом достижений обучающихся в освоении
Курса.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда
Эффективность коррекционно - развивающей работы определяется чёткой организацией
обучающихся в период их пребывания в

Образовательной организации, правильным

распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех
субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, родителя и воспитателя.
Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях (в
мини-группах). Занятия организуются с учётом психогигиенических требований к режиму
логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия обучающихся с педагогом и
сверстниками.
Содержание коррекционной работы, в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом (далее - ФГОС) и федеральной адаптированной образовательной
программой (далее ФАОП) направлено на создание системы комплексной помощи обучающимся
с ограниченными возможностями здоровья, коррекцию недостатков в физическом или
психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи
обучающимся этой категории в освоении общеобразовательной программы.
Схема проведения индивидуального логопедического занятия
1. Упражнения на формирование и развитие артикуляционной моторики:
✔

упражнения для челюстей;

✔

упражнения для губ;

✔

упражнения для языка;

✔

мимические упражнения.

2. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук:
✔

пальчиковая гимнастика;

✔

массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

3. Упражнения на развитие слухового внимания, памяти, воображения.
4. Упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа
и синтеза.
5. Коррекционная работа по звукопроизношению:
✔

постановка звука;

✔

автоматизация поставленного звука (в слогах, словах, предложениях);

✔

дифференциация звуков (поставленного и смешиваемого);

✔

автоматизация

звуков

в спонтанной

речи

с использованием

лексических

и грамматических упражнений;
✔

упражнения на развитие связной речи (диалоги, игры, пересказы).

Структура логопедического занятия на этапе подготовки артикуляционного аппарата
к постановке звука и постановки звука
1.

Организационный момент.

2.

Артикуляционная гимнастика:

а) общие артикуляционные упражнения;
б) специальные артикуляционные упражнения;
в) упражнения по развитию силы голоса и выдоха.
3.

Объявление темы занятия.

4.

Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных

упражнений, механическим воздействием).
5.

Анализ артикуляции по плану:

а) положение губ;
б) положение зубов;
в) положение языка (кончик, спинка, корень);
г) участие голосовых складок;
д) характер выдыхаемой струи.
6.

Закрепление изолированного звука: индивидуальное и сопряженное

проговаривание, игры на звукоподражание. Подведение итогов занятия и оценивание
работы ребенка проводим с положительной направленностью.

Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука
1.

Организационный момент.

2.

Объявление темы занятия.

3.

Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).

4.

Произношение изолированного звука (совместно с логопедом, индивидуальное).

5.

Анализ артикуляции по плану.

6.

Характеристика звука (гласный, согласный, глухой-звонкий, твердый-мягкий).

7.

Развитие фонематического слуха.

8.

Автоматизация звука в слогах.

9.

Автоматизация звука в словах.

10.

Автоматизация звука в предложениях, стишках, скороговорках.

11.

Автоматизация звука в тексте. Подведение итогов занятия и оценивание работы

ребенка проводим с положительной направленностью.
Структура логопедического занятия по дифференциации звуков
1.

Организационный момент.

2.

Артикуляционная гимнастика. Планируются только самые основные упражнения,

моделирующие главные артикуляционные движения для того или другого звука.
3.

Объявление темы занятия.

4.

Проговаривание изолированных звуков, которые различаются (совместное,

индивидуальное, с использованием звукоподражания).
5.

Анализ артикуляции звуков по плану с выделением общих и различных моментов

артикуляции.
6.

Характеристика звуков.

7.

Развитие фонематического слуха.

8.

Дифференциация звуков в слогах.

9.

Дифференциация звуков в словах.

10.

Дифференциация звуков в предложениях, стихах, скороговорках.

11.

Дифференциация звуков в текстах.

12.

Подведение итогов занятия и оценивание работы ребенка проводим

с положительной направленностью.
Данный Курс разработан для реализации в условиях логопедического сопровождения в
Дошкольном Образовательном Учреждении общеразвивающего вида .

3.2.Организация коррекционной логопедической работы для обучающихся
с задержкой психического развития (ЗПР)
✔

для обучающихся с ОНР (I уровень речевого развития) при ЗПР,

✔

для обучающихся с ОНР (I уровень речевого развития) при ЗПР, стёртая дизартрия,

✔

для обучающихся с ОНР (I-II уровень речевого развития) при ЗПР,

✔

для обучающихся с ОНР (I-II уровень речевого развития) при ЗПР, стёртая

дизартрия.
Форма занятий
Еженедельно: 2-3 индивидуальных занятия.
Целью

индивидуальных

логопедических

занятий

является

подбор

комплексных

упражнений, направленных на устранение специфических нарушений речи, при этом учительлогопед имеет возможность подобрать индивидуальный подход с учётом личностных
особенностей (речевой негативизм, невротические реакции и т. п.).
Количество индивидуальных занятий меняется по усмотрению учителя-логопеда в
зависимости от динамики достижений обучающихся с ЗПР.
Продолжительность определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
требованиями:
от 3 до 4 лет – до 15 минут,
от 4 до 5 лет – до 20 минут,
от 5 до 6 лет – до 25 минут,
от 6 до 7 лет – до 30 минут.
Задачи и содержание индивидуальных занятий:
✔

вызывание интереса к логопедическим занятиям,

✔

развитие понимания обращённой речи,

✔

формирование подражательной деятельности,

✔

развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия,

✔

формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной

✔

достаточности для постановки звуков,

✔

развитие речевого дыхания,

✔

формирование слоговой структуры слова,

✔

накапливание и активизация словаря,

✔

формирование простой фразы.

3.3. Список литературы
Обследование речи обучающихся проводится по методике Безруковой О.А. и Каленковой
О.Н. «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста».
1.

Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой

структуры слов у детей.
2.

Арбекова Н.Е. «Развиваем связную речь у детей 4-5 лет».

3.

Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет.

4.

Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя

группа.
5.

Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. Средняя

группа.Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников./Под ред.
Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой
6.

Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт.

7.

Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой

структуры слов у детей.
8.

Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ.

9.

Баскакина В.С. Свистелочка. Логопедические игры.

10.

Баскакина В.С. Звенелочка. Логопедические игры. Баскакина В.С. Цоколочка.

Логопедические игры.
11.

Баскакина В.С. Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры.

12.

Баскакина В.С. Чаепитие на даче у Ч. Логопедические игры.

13.

Громова О.Е. Говорю правильно Ш-Ж.

14.

Громова О.Е. Говорю правильно Л-Ль.

15.

Громова О.Е. Говорю правильно С-З-Ц.

16.

Косинова Е.М.Грамматическая тетрадь №1 для занятий с дошкольниками.

17.

Косинова Е.М.Грамматическая тетрадь №2 для занятий с дошкольниками.

18.

Косинова Е.М.Грамматическая тетрадь №3 для занятий с дошкольниками.

19.

Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников.

20.

Косинова Е.М. От звука к слову.

21.

Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи.

22.

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно.

23.

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей.

24.

Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.

25.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у

дошкольников.
26.

Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе

детского сада для детей с ОНР.
27.

Нищева Н.В. Будем говорить правильно.

28.

Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми (звук Р).

29.

Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми (звук РЬ).

30.

Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми (звук Л).

31.

Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми (звук ЛЬ).

32.

Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми (звуки Ш,

Ж).
33.

Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми (звук Ч,

Щ).
34.

Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми (звук З-ЗЬ,

Ц).
35.

Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми (звук С-

СЬ).
36.

Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми (звук Т-Д).

37.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.

38.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.

39.

Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей.

40.

Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.

41.

Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. Большая книга логопедических игр. Играем со

звуками, словами и фразами.
42.

Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском

саду: Занятия с детьми 4-5 лет с ОНР.
43.

Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. В 4

частях.
44.

Ткаченко

Т.А.

Физкультминутки

для

развития

дошкольников с нарушениями речи.
45.

Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия.

46.

Ткаченко Т.А. Если дошкольник правильно говорит.

47.

Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи.

48.

Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи.

пальцевой

моторики

у

49.

Фомичева М.Ф., Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Основы логопедии с практикумом

по произношению.
50.

Шалаева Г.П. Логопедические игры.

51.

Шевченко С.Г. Программа по подготовке к школе детей с задержкой психического

развития.
52.

Четверушкина

Н.С.

Слоговая

структура

слова:

система

коррекционных

упражнений для детей 5-7 лет.
53.

Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи.

54.

Ястребова А.В. Как помочь детям с недостатками речевого развития.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».