Паспорт проекта Полное название: Логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет Тип проекта: практико – ориентированный. Время реализации: сентябрь – май Продолжительность: долгосрочный. По количеству участников: групповой. Возраст детей: 6-7 лет. Участники: дети подготовительной группы, логопед. Образовательные области: социально- коммуникативнон развитие, речевое Развитие, безопасность, чтение художественной литературы, физическое развитие. Актуальность проекта: Проблема подготовки детей к школе детей с нарушениями фонематического слуха изучается давно, но и сейчас не теряет своей актуальности. Несмотря на то , что в специальной логопедической литературе достаточно подробно освещена поэтапность и последовательность процесса формирования фонематического восприятия, количество детей, имеющих нарушения фонематического слуха постоянно увеличивается. Отсутствие полноценного восприятия фонем ведёт к следующим нарушениям: страдает фонетическая сторона речи, слоговая структура, словарный запас, грамматический строй речи, невозможно становление звукового анализа и синтеза. Что в дальнейшем приведёт к дислексии и дисграфии. Проблема: Очень сложно устранить фонематическое недоразвитие у детей в условиях логопедической группы. Знания даже опытных педагогов массовых групп по данной проблеме недостаточны. Родители не всегда обращают внимание на несформированность фонематических процессов у детей и не видят в этом проблемы. В связи с этим, был разработан проект «Логопедические игры». Развить фонематический слух помогут дидактические игры и упражнения, совместная работа с педагогами и родителями. Цель проекта: Создание условий для формировании фонематического слуха у детей 6-7 лет посредством дидактических игр. Задачи проекта: Для детей Обучающие: -формировать навыки восприятия и воспроизведения простых и сложных ритмов; - учить дифференцировать звуки речи по твёрдости-мягкости, звонкостиглухости; - обучать слогоделению; - познакомить с буквами. Развивающие: - развивать слуховое восприятие; - развивать навыки звукового и звукобуквенного анализа и синтеза слов. Воспитательные: - воспитывать усидчивость, умение выслушивать товарищей. Для педагогов: Обогащение знаниями и умениями, необходимыми для проведения работы по развитию слухового восприятия, фонематического слуха, выполнения звукового и звукобуквенного анализа и синтеза слов, ритмического чувства и речевого дыхания. Для родителей: - Привлечение родителей к коррекционной работе с детьми с нарушениями речи; - Познакомить родителей с использованием речевых игр по развитию фонематического слуха в домашних условиях. Предполагаемый результат: -развитие слухового восприятия. - формирование навыков восприятия простых и сложных ритмов, - дифференцирование звуков по твёрдости-мягкости, звонкости- глухости, - выполнение звукобуквенного анализа и синтеза слов, - деление слов на слоги, - знание букв русского алфавита. Этапы реализации проекта I ЭТАП – ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ Ответственный учитель-логопед за детьми, (сентябрь – 15 дней) -логопедическое обследование детей подготовительной группы, -сбор анамнестических данных, -наблюдение, -индивидуальные беседы с родителями, -анкетирование родителей. II ЭТАП – ОСНОВНОЙ (реализация проекта, сентябрь – май) Проводится в течении учебного года (ответственный учитель-логопед) Работа с детьми Мероприятия: СЕНТЯБРЬ Д/игры: «Угадай что я делаю», развитие слухового «Угадай где стучит дятел», восприятия, развитие «Внимательные ушки» чувств ритма. ОКТЯБРЬ Д/игры: «Буквенная мозаика», выделение первого ударного «Определи звуки в слове», гласного в слове, знакомство «Смотри не ошибись» с буквами. НОЯБРЬ д/игры: «Угадай звуки в слове», «Найди слог», «Разгляди буквы» выделение последнего звука в слове, знакомство с буквами. ДЕКАБРЬ д/игры: «Живые звуки, позиция звука в слове, деление слов «Буквы спрятались», на слоги, знакомство с буквами. «Телеграфисты» ЯНВАРЬ д/игры: «Распутай буквы», дифференциация звуков по звонкости- «Одинаковое – разное», глухости, твёрдости-мягкости «Слоговые вагоны» ФЕВРАЛЬ Д/игры: «Буквы спрятались» позиция звука в слове, деление «Угадай какие звуки в слове», слов на слоги, дифференциация «Вкусный стол» звуков по звонкости-глухости, твёрдостимягкости. МАРТ д/игры: «Цветочный магазин», «Назови звук», «Удочка». дифференциация звуков по звонкости глухости, твёрдости-мягкости АПРЕЛЬ д/игры: «Звуковой мячик», «Угадай как нас зовут, позиция звука в слове, деление слов на слоги «Собери слово» МАЙ Д/игры: «Цепочка слов», «Найди пару» позиция звука в слове, дифференциация звуков. Работа с педагогами СЕНТЯБРЬ Индивидуальные беседы об особенностях развития и воспитания детей. ОКТЯБРЬ Консультация: «Звуковой анализ слова» НОЯБРЬ Консультация: «Особенности развития фонематического слуха у детей. Взаимодействие речедвигательного и речеслухового анализаторов.» Работа с родителями СЕНТЯБРЬ Сбор анамнеза, индивидуальные беседы. ОКТЯБРЬ Консультация: «Фонематический слух – основа правильной речи.» ЯНВАРЬ Консультация: «Развитие навыка звукобуквенного анализа» ФЕВРАЛЬ Школа речевого развития «Уроки фонетики» (практический материал для родителей) МАРТ Консультация: Самые распространённые ошибки, допускаемые при обучении детей чтению в домашних условиях. III ЭТАП – ЗАВЕРШАЮЩИЙ 2. Фото-отчёт о работе над проектом Используемая литература 1. Васильева С.А, Соколова Н.В, Логопедические игры для дошкольников»М:Школа –Пресс, 1999г. 2. Козырева Л.М. «Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет» Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001г. 3. Колесникова Е.В «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет» М:Ювента 2001г 4. Журова Л.Е, Варенцова Н.С и др./ под ред. Н.В. Дуровой. – М.: А.П.О. 1994г. 5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., «Подготовка детей к школе с общим недоразвитием речи ув условиях детского сада» -М: Издательство «Альфа», 1993г. 6. Швайко Г.С, «Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателей детского сада» - М: Просвещение, 1998г. 7. Агранович З.Е., «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей» СПБ: Детство –Пресс, 2000г. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)