Проект учителя-логопеда на тему Логопедические игры

Паспорт проекта
Полное название: Логопедический проект по развитию фонематического слуха
у детей 6-7 лет
Тип проекта: практико – ориентированный.
Время реализации: сентябрь – май
Продолжительность: долгосрочный.
По количеству участников: групповой.
Возраст детей: 6-7 лет.
Участники: дети подготовительной группы, логопед.
Образовательные области: социально- коммуникативнон развитие, речевое
Развитие, безопасность, чтение художественной литературы, физическое
развитие.
Актуальность проекта:
Проблема подготовки детей к школе детей с нарушениями фонематического
слуха изучается давно, но и сейчас не теряет своей актуальности.
Несмотря на то , что в специальной логопедической литературе достаточно
подробно освещена поэтапность и последовательность процесса формирования
фонематического восприятия, количество детей, имеющих нарушения
фонематического слуха постоянно увеличивается. Отсутствие полноценного
восприятия фонем ведёт к следующим нарушениям: страдает фонетическая
сторона речи, слоговая структура, словарный запас, грамматический строй
речи, невозможно становление звукового анализа и синтеза. Что в дальнейшем
приведёт к дислексии и дисграфии.
Проблема:
Очень сложно устранить фонематическое недоразвитие у детей в условиях
логопедической группы. Знания даже опытных педагогов массовых групп по
данной проблеме недостаточны.

Родители не всегда обращают внимание на несформированность
фонематических процессов у детей и не видят в этом проблемы. В связи с этим,
был разработан проект «Логопедические игры».
Развить фонематический слух помогут дидактические игры и упражнения,
совместная работа с педагогами и родителями.
Цель проекта:
Создание условий для формировании фонематического слуха у детей 6-7 лет
посредством дидактических игр.
Задачи проекта:
Для детей
Обучающие:
-формировать навыки восприятия и воспроизведения простых и сложных
ритмов;
- учить дифференцировать звуки речи по твёрдости-мягкости, звонкостиглухости;
- обучать слогоделению;
- познакомить с буквами.
Развивающие:
- развивать слуховое восприятие;
- развивать навыки звукового и звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, умение выслушивать товарищей.
Для педагогов:
Обогащение знаниями и умениями, необходимыми для проведения работы по
развитию слухового восприятия, фонематического слуха, выполнения звукового
и звукобуквенного анализа и синтеза слов, ритмического чувства и речевого
дыхания.

Для родителей:
- Привлечение родителей к коррекционной работе с детьми с нарушениями речи;
- Познакомить родителей с использованием речевых игр по развитию
фонематического слуха в домашних условиях.
Предполагаемый результат:
-развитие слухового восприятия.
- формирование навыков восприятия простых и сложных ритмов,
- дифференцирование звуков по твёрдости-мягкости, звонкости- глухости,
- выполнение звукобуквенного анализа и синтеза слов,
- деление слов на слоги,
- знание букв русского алфавита.

Этапы реализации проекта
I ЭТАП – ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Ответственный учитель-логопед за детьми,
(сентябрь – 15 дней)
-логопедическое обследование детей подготовительной группы,
-сбор анамнестических данных,
-наблюдение,
-индивидуальные беседы с родителями,
-анкетирование родителей.

II ЭТАП – ОСНОВНОЙ (реализация проекта, сентябрь – май)
Проводится в течении учебного года (ответственный учитель-логопед)
Работа с детьми
Мероприятия:
СЕНТЯБРЬ
Д/игры: «Угадай что я делаю»,

развитие слухового

«Угадай где стучит дятел»,

восприятия, развитие

«Внимательные ушки»

чувств ритма.

ОКТЯБРЬ
Д/игры: «Буквенная мозаика»,

выделение первого ударного

«Определи звуки в слове»,

гласного в слове, знакомство

«Смотри не ошибись»

с буквами.

НОЯБРЬ
д/игры: «Угадай звуки в слове»,
«Найди слог», «Разгляди буквы»

выделение последнего звука в слове,
знакомство с буквами.

ДЕКАБРЬ
д/игры: «Живые звуки,

позиция звука в слове, деление слов

«Буквы спрятались»,

на слоги, знакомство с буквами.

«Телеграфисты»

ЯНВАРЬ
д/игры: «Распутай буквы»,

дифференциация звуков по звонкости-

«Одинаковое – разное»,

глухости, твёрдости-мягкости

«Слоговые вагоны»

ФЕВРАЛЬ
Д/игры: «Буквы спрятались»

позиция звука в слове, деление

«Угадай какие звуки в слове»,

слов на слоги, дифференциация

«Вкусный стол»

звуков по звонкости-глухости, твёрдостимягкости.

МАРТ
д/игры: «Цветочный магазин»,
«Назови звук», «Удочка».

дифференциация звуков по звонкости
глухости, твёрдости-мягкости

АПРЕЛЬ
д/игры: «Звуковой мячик»,
«Угадай как нас зовут,

позиция звука в слове, деление слов
на слоги

«Собери слово»

МАЙ
Д/игры: «Цепочка слов»,
«Найди пару»

позиция звука в слове,
дифференциация звуков.

Работа с педагогами

СЕНТЯБРЬ
Индивидуальные беседы об особенностях развития и воспитания детей.

ОКТЯБРЬ
Консультация: «Звуковой анализ слова»

НОЯБРЬ
Консультация: «Особенности развития фонематического слуха у детей.
Взаимодействие речедвигательного и речеслухового анализаторов.»

Работа с родителями
СЕНТЯБРЬ
Сбор анамнеза, индивидуальные беседы.
ОКТЯБРЬ
Консультация: «Фонематический слух – основа правильной речи.»
ЯНВАРЬ
Консультация: «Развитие навыка звукобуквенного анализа»
ФЕВРАЛЬ
Школа речевого развития «Уроки фонетики»
(практический материал для родителей)
МАРТ
Консультация: Самые распространённые ошибки, допускаемые при обучении
детей чтению в домашних условиях.

III ЭТАП – ЗАВЕРШАЮЩИЙ
2. Фото-отчёт о работе над проектом

Используемая литература
1. Васильева С.А, Соколова Н.В, Логопедические игры для дошкольников»М:Школа –Пресс, 1999г.
2. Козырева Л.М. «Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет» Ярославль:
Академия развития, Академия Холдинг, 2001г.
3. Колесникова Е.В «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет»
М:Ювента 2001г
4. Журова Л.Е, Варенцова Н.С и др./ под ред. Н.В. Дуровой. – М.: А.П.О. 1994г.
5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., «Подготовка детей к школе с общим
недоразвитием речи ув условиях детского сада» -М: Издательство «Альфа»,
1993г.
6. Швайко Г.С, «Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для
воспитателей детского сада» - М: Просвещение, 1998г.
7. Агранович З.Е., «Логопедическая работа по преодолению нарушений
слоговой структуры слов у детей» СПБ: Детство –Пресс, 2000г.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».